Бюджет
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Учет результатов инвентаризации активов и обязательств в 2016 году
Опубликовано: 14.01.2016 17:19 - 5369 просмотров

В материале рассмотрен порядок отражения в бухгалтерском учете бюджетной организации выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета согласно действующим в настоящее время нормативным документам.

Нормы законодательства

Нормативными документами, которыми следует руководствоваться при проведении инвентаризации активов и обязательств, являются:

1) Закон Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 57-З);

2) Инструкция по инвентаризации активов и обязательств, утвержденная постановлением Минфина от 30.11.2007 № 180 (далее – Инструкция № 180).

Активы – имущество, возникшее в организации в результате совершенных хозяйственных операций, от которого организация предполагает получение экономических выгод.
Обязательства – задолженность организации, возникшая в результате совершенных хозяйственных операций, погашение которой приведет к уменьшению активов или увеличению собственного капитала организации (ст. 1 Закона № 57-З).

При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета (п. 1 ст. 13 Закона № 57-З).

Согласно п. 4 ст. 9 Закона № 57-З порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации включается в учетную политику организации.

Инструкция № 180 устанавливает единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств (в т. ч. активов, числящихся в бухгалтерском учете за балансом), оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете.

При реорганизации путем присоединения одной организации к другой инвентаризация активов и обязательств проводится у присоединяемой организации. По результатам инвентаризации составляются передаточный акт и баланс.

Обязательное проведение инвентаризации

Согласно п. 2 ст. 13 Закона № 57-З проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно:

1) при реорганизации или ликвидации организации;

2) перед составлением годовой отчетности;

3) при смене материально ответственных лиц;

4) при выявлении фактов хищения и (или) порчи имущества;

5) при возникновении чрезвычайных ситуаций;

6) в иных случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Сроки проведения инвентаризации перед составлением годовой бухгалтерской отчетности

Установлены следующие сроки проведения инвентаризации активов и обязательств перед составлением годовой бухгалтерской отчетности:

1) не ранее 1 ноября – основных средств, нематериальных активов, незавершенного строительства, незавершенного производства и полуфабрикатов, сырья и материалов, готовой продукции, продукции подсобного сельского хозяйства, животных на выращивании и откорме;

2) не ранее 1 декабря – обязательств, денежных средств и других активов (п. 7 Инструкции № 180).

Сроки проведения инвентаризаций (годовых, в течение года), перечень активов и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем организации (п. 8 Инструкции № 180).

Инвентаризация в филиалах (обособленных подразделениях), выделенных на отдельный баланс, проводится в порядке и сроки, установленные юридическим лицом, их создавшим (п. 9 Инструкции № 180).

Периодичность проведения инвентаризаций

Пунктом 8 Инструкции № 180 установлена следующая периодичность проведения инвентаризаций активов и обязательств:

1) не менее одного раза в год подлежат инвентаризации:

  • основные средства;
  • нематериальные активы;
  • незавершенное строительство;
  • сырье, материалы;
  • готовая продукция;
  • товары для реализации (в т.ч. товары на складах, товары в розничной торговле, тара под товаром и порожняя, покупные изделия, продукция подсобного сельского хозяйства);
  • животные на выращивании и откорме (в т.ч. молодняк животных);
  • денежные средства;
  • обязательства и другие активы;

2) не менее двух раз в год подлежат инвентаризации:

  • незавершенное производство;
  • полуфабрикаты.
Установленное выше количество проводимых в течение года обязательных инвентаризаций может быть увеличено по решению руководителя организации.

Республиканские органы государственного управления, иные организации, подчиненные Совету Министров Республики Беларусь, осуществляющие методологическое руководство бухгалтерским учетом и отчетностью организаций соответствующих отраслей экономики, устанавливают особенности проведения инвентаризации отдельных видов активов (п. 11 Инструкции № 180).

Так, Инструкцией об организации диетического питания в государственных организациях здравоохранения, утвержденной постановлением Минздрава от 29.08.2008 № 135, предусмотрено проведение инвентаризации пищевых продуктов не менее одного раза в квартал.

При инвентаризации наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, следует руководствоваться нормами Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка от 29.03.2013 № 185 (далее – Инструкция № 185).

В сроки, установленные руководителями юридического лица, подразделения, но не реже одного раза в квартал проводится внезапная инвентаризация с полным полистным (поштучным) пересчетом наличной иностранной валюты, находящейся в кассе, в соответствии с Инструкцией № 180 (п. 61 Инструкции № 185).

Инвентаризационные комиссии

Для проведения инвентаризации руководитель организации издает приказ, в котором должно быть определено следующее: какие активы и обязательства подлежат инвентаризации и по какой причине, дата ее начала и окончания, состав инвентаризационной комиссии, срок сдачи материалов по инвентаризации в бухгалтерию (приложение 1 к Инструкции № 180).

В крупных организациях создаются постоянно действующая центральная инвентаризационная комиссия и рабочие инвентаризационные комиссии. Председателем центральной инвентаризационной комиссии назначается руководитель организации или его заместитель (или начальник структурного подразделения), рабочих инвентаризационных комиссий – представитель руководителя организации, назначившего инвентаризацию (руководитель или его заместитель, начальник структурного подразделения). В состав инвентаризационных комиссий включаются работники бухгалтерской службы, другие специалисты в зависимости от специфики проводимой инвентаризации, имеющие необходимые навыки, знания.

Материально ответственные лица не включаются в состав инвентаризационной комиссии для проверки находящихся у них в подотчете товарно-материальных ценностей, денежных средств, но обязательно должны в ней участвовать.

Председателем рабочей инвентаризационной комиссии не должен назначаться один и тот же работник два раза подряд у одних и тех же материально ответственных лиц.

Таблица 1

Обязанности инвентаризационных комиссий

Центральная комиссия (пп. 12, 18 Инструкции № 180)

Рабочие комиссии (п. 12 Инструкции № 180)

Оказывает методическую помощь рабочим комиссиям по вопросам проведения инвентаризаций;

Осуществляют инвентаризацию активов и обязательств организации;

проводит контрольные проверки результатов инвентаризаций, выполненных рабочими комиссиями;

оформляют результаты инвентаризации необходимыми документами;

совместно с руководителями соответствующих подразделений и служб контролирует соблюдение установленных правил проведения инвентаризации;

получают от материально ответственных лиц объяснительные записки о причинах выявленных инвентаризацией излишков, недостач, порчи ценностей;

рассматривает материалы инвентаризаций, представленные рабочими комиссиями;

принимают решение по регулированию выявленных ими результатов инвентаризации и представляют его вместе с материалами инвентаризаций на рассмотрение центральной инвентаризационной комиссии

готовит предложения по регулированию результатов инвентаризаций и представляет их на рассмотрение руководителю организации вместе с материалами инвентаризаций

Бухгалтерский учет

До 1 января 2014 г. выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия активов и обязательств с данными бухгалтерского учета отражались в бухгалтерском учете бюджетных организаций в соответствии со ст. 12 Закона Республики Беларусь от 18.10.1994 № 3321-XII "О бухгалтерском учете и отчетности" (далее – Закон № 3321-XII) следующим образом:

1) стоимость излишков активов при принятии их на бухгалтерский учет относилась на увеличение доходов (источников финансирования);

2) недостача активов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли списывалась на увеличение расходов;

3) недостача активов, произошедшая сверх норм естественной убыли, покрывалась за счет виновных лиц. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостачи активов и (или) их порчи списывались на увеличение расходов;

4) дебиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывалась на увеличение расходов;

5) кредиторская задолженность с истекшим сроком исковой давности списывалась на увеличение доходов (источников).

Законом № 57-З, вступившим в силу с 1 января 2014 г., эти вопросы не регулируются.

Согласно п. 3 ст. 13 Закона № 57-З порядок отражения в бухгалтерском учете и отчетности выявленных при инвентаризации расхождений между фактическим наличием активов и обязательств организации и данными бухгалтерского учета устанавливается Минфином.

В настоящее время при отражении результатов инвентаризации в бюджетных организациях следует руководствоваться следующими нормативными документами Минфина:

1) Методическими указаниями о порядке учета материальных запасов учреждениями и организациями, состоящими на бюджете, Минфина от 11.12.1997 № 59 (далее – Методические указания № 59);

2) Инструкцией по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60 (далее – Инструкция № 60);

3) Инструкцией по бухгалтерскому учету нематериальных активов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 30.04.2012 № 25 (далее – Инструкция № 25, постановление № 25);

4) Инструкцией по бухгалтерскому учету отдельных предметов в составе оборотных средств бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина от 01.04.2004 № 63 (далее – Инструкция № 63);

5) Инструкцией № 180;

6) Инструкцией о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности, утвержденной постановлением Минфина от 18.12.2008 № 196 (далее – Инструкция № 196).

В соответствии с п. 77 Инструкции № 180 результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором было принято решение руководителя организации по регулированию инвентаризационных разниц, а годовой инвентаризации – в годовом бухгалтерском отчете.

В таблицах 1–7 рассмотрены методики учета результатов инвентаризации активов и обязательств на основании вышеуказанных нормативных документов (с учетом мнения автора).

Методические указания № 59

Из корреспонденции счетов по операциям учета материальных запасов Методических указаний № 59 (пп. 9, 10, 11, 22, 27, 32, 33) следует, что:

1) излишки материальных запасов при принятии их на бухгалтерский учет относятся на увеличение доходов (источников финансирования), что соответствует порядку, действовавшему до 1 января 2014 г.;

2) недостача материальных запасов и (или) их порча в пределах норм естественной убыли, а также недостача, произошедшая сверх норм естественной убыли (если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них), в отличие от порядка, действовавшего до 1 января 2014 г., списываются на уменьшение доходов (источников финансирования);

3) недостача материальных запасов, произошедшая сверх норм естественной убыли, относится на виновных лиц.

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации материальных запасов на основании Методических указаний № 59 приведен в таблице 2.

Таблица 2

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации материальных запасов

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

2

3

4

1

 

Оприходование излишков оборудования, строительных материалов для капитального строительства, приобретенных за счет бюджетных средств

040, 041

 

143, 231

 

2

 

Оприходование излишков материалов для научных исследований, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств

043,

060–067, 069

140, 230

 

3

 

Оприходование излишков оборудования, строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании, спецоборудования для хоздоговорных научно-исследовательских работ, животных на выращивании и откорме, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности

040, 041, 043, 044, 050, 060–067, 069

 

237 или 410

 

4

 

Списание недостачи материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной за счет организации

140, 230

 

043, 060–067, 069

 

5

 

Списание недостачи оборудования, строительных материалов для капитального строительства, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной за счет организации

143, 231

 

040, 041

 

6

 

Списание недостачи оборудования, строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании,
спецоборудования для хоздоговорных научно-исследовательских работ, животных на выращивании и откорме, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отнесенной за счет организации

237 или 410

 

040, 041, 043, 044, 050, 060–067, 069

 

 

7

 

Списание недостачи оборудования и строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной на виновника:

 

 

 

а) на учетную стоимость недостающих ценностей;

 

170

 

040, 041, 043,

060–067, 069

б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих ценностей

170

 

173

 

8

 

Списание недостачи оборудования и строительных материалов для капитального строительства, материалов длительного пользования для научных исследований и на лабораторном испытании,
спецоборудования для хоздоговорных научно-исследовательских работ, животных на выращивании и откорме, материалов и продуктов питания, приобретенных за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности, отнесенной на виновника:

 

 

а) на учетную стоимость недостающих ценностей;

 

170

 

040, 041, 043, 044, 050, 060–067, 069

б) на разницу между суммой причиненного вреда и учетной стоимостью недостающих ценностей

170

 

237 или 410

 

Правила расчета размера вреда определены Инструкцией о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденной постановлением Минфина и Минэкономики от 24.03.2003 № 39/69

Методические указания № 59 действовали и до 1 января 2014 г., однако согласно п. 73 Инструкции № 180 результаты инвентаризации материальных запасов необходимо было отражать в бухгалтерском учете в соответствии с нормами Закона № 3321-XII.
Одновременно нормы п. 73 Инструкции № 180 противоречили п. 75 Инструкции № 180, в соответствии с которым результаты инвентаризации зачисляются на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации. Исходя из п. 75 Инструкции № 180 недостача активов относится на уменьшение источников финансирования, а не на расходы организации, как предусмотрено Законом № 3321-XII.
В настоящее время порядок отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации материальных запасов согласно Методическим указаниям № 59 соответствует п. 75 Инструкции № 180, а п. 73 Инструкции № 180 является недействующим в связи с отменой Закона № 3321-XII.

Инструкции № 60 и № 25

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации основных средств и нематериальных активов на основании Инструкций № 60 и № 25 приведен в таблице 3.

Таблица 3

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации основных средств
и нематериальных активов

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

 

Отражение первоначальной стоимости основных средств, выявленных в результате инвентаризации как излишки

Соответствующие субсчета счета 01

250

 

2

 

Отражение недостачи основных средств, установленной в результате инвентаризации:

 

 

а) на сумму накопленной амортизации за весь период эксплуатации;

 

020

 

Соответствующие субсчета счета 01

б) на остаточную стоимость недостающих основных средств;

 

250

 

Соответствующие субсчета счета 01

в) на сумму, отнесенную на виновных лиц (при недостаче основных средств, приобретенных за счет бюджетных средств);

170

 

173

 

г) на сумму, отнесенную на виновных лиц (при недостаче основных средств, приобретенных за счет средств, получаемых от приносящей доходы (предпринимательской) деятельности)

170

 

237 или 410

 

3

 

Отражение первоначальной стоимости нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки

019

 

250

 


Необходимо обратить внимание на то, что в Инструкции № 25 операция по списанию недостач нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, не предусмотрена.
По мнению автора, если предусмотрена операция по оприходованию нематериальных активов, выявленных в результате инвентаризации как излишки, то необходимо предусмотреть операцию по списанию недостач нематериальных активов, выявленных при инвентаризации. Причем при списании недостач за счет виновного лица следует предусмотреть разные бухгалтерские записи в зависимости от того, за счет каких источников был приобретен нематериальный актив (по аналогии с порядком отражения недостач основных средств согласно Инструкции № 60).
В коммерческих организациях операции по списанию недостач нематериальных активов, выявленных при инвентаризации, отражены в Инструкции по бухгалтерскому учету нематериальных активов, утвержденной постановлением № 25

Инструкция № 63

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации отдельных предметов в составе оборотных средств на основании Инструкции № 63 приведен в таблице 4.

Таблица 4

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации отдельных предметов
в составе оборотных средств

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

 

Оприходование излишков отдельных предметов, выявленных при инвентаризации

070, 071, 072, 073

260

 

2

 

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации, за счет организации

260

 

070, 071, 072, 073

3

 

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных на виновных лиц (если предметы приобретались за счет бюджетных средств) (2 бухгалтерские записи одновременно)

 

170

 

070, 071, 072, 073

260

 

173

 

4

 

Списание недостач отдельных предметов, выявленных при инвентаризации и отнесенных за счет виновных лиц (если предметы приобретались за счет доходов, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности) (2 бухгалтерские записи одновременно)

170

 

070, 071, 072, 073

260

 

237 или 410


Согласно п. 2 Инструкции № 63 предметы стоимостью до одной базовой величины за единицу (комплект) (за исключением посуды, кухонного и столового инвентаря) при отпуске их в эксплуатацию записываются на уменьшение фонда в предметах, учитываемых в составе оборотных средств (кредит субсчета 070 в корреспонденции с дебетом субсчета 260).
Названные предметы, которые при передаче в эксплуатацию были списаны и не числятся в составе активов организации по данным бухгалтерского учета, продолжают учитываться в рамках оперативного учета. Их необходимо не только учитывать, но и проверять их фактическое наличие по сравнению с данными оперативного учета.
Учет движения этих предметов ведется бухгалтерией и материально ответственными лицами, которым выданы материальные ценности, по наименованиям предметов и количеству в ведомостях оперативного (количественного) учета движения отдельных предметов, находящихся в эксплуатации (форма 412), или в книге складского учета материалов (форма М-17).
Работники бухгалтерии периодически сверяют фактическое наличие этих предметов с записями в форме 412 или форме М-17. О сверке на последней странице названных форм производится запись с указанием даты и подписью работника, производившего сверку

Инструкция № 180

Согласно п. 75 Инструкции № 180 результаты инвентаризации зачисляются на уменьшение (увеличение) бюджетного финансирования или внебюджетных источников в зависимости от того, за счет каких источников приобретались активы, недостача (излишек) которых обнаружена при инвентаризации.

Обратим внимание, что в п. 75 Инструкции № 180 речь идет только о порядке отражения в бухгалтерском учете результатов инвентаризации активов (кроме основных средств, нематериальных активов, отдельных предметов в составе оборотных средств, дебиторской задолженности, бланков строгой отчетности).

В отношении порядка списания в бюджетных организациях сумм дебиторской задолженности (активов) и кредиторской задолженности (обязательств) с истекшим сроком исковой давности, выявленных при инвентаризации, указаний со стороны Минфина не имеется.

В этом случае бюджетным организациям следует руководствоваться нормой п. 5 ст. 9 Закона № 57-З. Согласно данной норме, если в отношении конкретных хозяйственных операций, отдельных составляющих активов, обязательств, собственного капитала, доходов, расходов организации в законодательстве Республики Беларусь не установлен порядок их отражения в бухгалтерском учете и отчетности, такой порядок разрабатывается организацией самостоятельно с применением профессионального суждения исходя из требований, установленных законодательством Республики Беларусь.

В таблице 5 предложена методика учета списания дебиторской и кредиторской задолженности, которая, по мнению автора, может быть предусмотрена в учетной политике организации.

Таблица 5

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации дебиторской
и кредиторской задолженности

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

 

Списание выявленной при инвентаризации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении бюджетной сметы

140, 230

178, 179

143, 231

150

2

 

Списание выявленной при инвентаризации дебиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств

237 или 410

 

150, 178, 179

 

3

 

Списание выявленной при инвентаризации кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении бюджетной сметы

177, 178, 179

140, 230

150

143, 231

4

 

Списание выявленной при инвентаризации кредиторской задолженности с истекшим сроком исковой давности, возникшей при исполнении сметы доходов и расходов внебюджетных средств

150, 177, 178, 179

 

237 или 410

 

Методика учета списания кредиторской задолженности соответствует методике учета, действовавшей до 1 января 2014 г. (в соответствии с Законом № 3321-XII)

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета результатов инвентаризации денежных средств, денежных документов на основании п. 75 Инструкции № 180 приведен в таблице 6.

Таблица 6

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации денежных средств,
денежных документов

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Оприходование излишков бюджетных денежных средств в кассе организации

120, 121

140, 230

2

Оприходование излишков внебюджетных денежных средств в кассе организации

120, 121

237 или 410

3

 

Списание недостачи бюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной за счет организации

140, 230

 

120, 121

 

4

 

Списание недостачи внебюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной за счет организации

237 или 410

 

120, 121

 

5

 

Списание недостачи бюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной на кассира:

 

 

а) на сумму недостачи;

170

120, 121

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи

170

173

6

 

Списание недостачи внебюджетных денежных средств в кассе организации, отнесенной на кассира:

 

 

а) на сумму недостачи;

170

120, 121

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи

170

237 или 410

7

Оприходование излишков денежных документов, приобретенных за счет бюджетных средств

132

140, 230

8

 

Оприходование излишков денежных документов, приобретенных за счет внебюджетных средств

132

 

237 или 410

 

9

 

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной за счет организации

140, 230

 

132

 

10

 

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет внебюджетных средств, отнесенной за счет организации

237 или 410

 

132

 

11

 

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет бюджетных средств, отнесенной на виновника:

 

 

а) на сумму недостачи по учетным ценам;

170

132

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи по учетным ценам

170

173

12

 

Списание недостачи денежных документов, приобретенных за счет внебюджетных средств, отнесенной на виновника:

 

 

а) на сумму недостачи по учетным ценам;

170

132

б) на разницу между суммой вреда и суммой выявленной недостачи по учетным ценам

170

237 или 410

Инструкция № 196

Результаты инвентаризации бланков строгой отчетности, по мнению автора, необходимо отразить в бухгалтерском учете бюджетной организации на основании Инструкции № 196 (таблица 7).

Таблица 7

Бухгалтерский учет результатов инвентаризации бланков строгой отчетности

п/п

Содержание операций

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

 

Списание испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности в соответствии с п. 24 Инструкции № 196

200, 202, 211, 215, 080

210

 

Одновременно списание бланков конкретных серий и номеров по забалансовому счету

 

04


Списание бланков строгой отчетности в соответствии с п. 24 Инструкции № 196 происходит по причине:
1) сбоя в работе программных продуктов и оргтехники;
2) отказа клиентов от покупки товара;
3) неправильно представленных данных для заполнения бланка;
4) различных чрезвычайных обстоятельств (пожара, наводнения, аварии коммунальных сетей и др.), произошедших при хранении бланков до передачи их ответственным исполнителям.
Ответственные исполнители занимаются заполнением, оформлением бланков строгой отчетности.
По мнению автора, бухгалтерская запись по операции 1 (соответствующая п. 24 Инструкции № 196) касается списания испорченных и (или) аннулированных бланков только по причине 4) (по обстоятельствам, происшедшим при хранении бланков до передачи их ответственным исполнителям).
Порча бланков по причинам 1) – 3) может произойти только у ответственного исполнителя. В этом случае списание испорченных бланков нужно отражать только по забалансовому счету 04 "Бланки строгой отчетности".
Напомним, согласно п. 23 Инструкции № 196 при выдаче бланков строгой отчетности ответственным исполнителям их стоимость списывается на затраты (расходы), производимые за счет бюджетных средств или за счет средств, получаемых от осуществления приносящей доходы (предпринимательской) деятельности. После этой записи в активе бухгалтерского баланса бланки строгой отчетности не будут числиться, но их необходимо продолжать учитывать по забалансовому счету 04 "Бланки строгой отчетности" до момента списания конкретных серий и номеров бланков

2

 

Списание стоимости недостающих, испорченных и (или) аннулированных бланков строгой отчетности (при наличии виновных лиц)

170

 

200, 202, 210, 211, 215, 080

Одновременно списание бланков конкретных серий и номеров по забалансовому счету

 

04

Бухгалтерская запись по операции 2 (соответствующая п. 25 Инструкции № 196) говорит о том, что, если виновниками недостачи, порчи и (или) аннулирования бланков строгой отчетности являются ответственные исполнители, необходимо откорректировать (уменьшить) соответствующие расходы (затраты), на которые была списана стоимость бланков при выдаче их ответственным исполнителям в соответствии с п. 23 Инструкции № 196. Одновременно следует списать бланки конкретных серий и номеров по забалансовому счету 04 "Бланки строгой отчетности"

Юлия Петкевич, экономист

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос