Бюджет
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Правила определения размера причиненного вреда (Комментарий к постановлению Совмина от 07.12.2016 № 1001)
Опубликовано: 06.02.2017 10:24 - 2206 просмотров

Положение о порядке определения размера вреда (в том числе реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям противоправными действиями (далее – Положение), утверждено постановлением Совмина от 07.12.2016 № 1001 (вступило в силу с 10.12.2016).

Положение применяется при осуществлении контроля (надзора) в форме проверок в соответствии с Положением о порядке организации и проведения проверок, утвержденным Указом от 16.10.2009 № 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь".

Признано утратившим силу постановление Совмина от 13.01.2003 № 22 "О размере вреда, причиненного государственному имуществу", в развитие которого была принята Инструкция о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц, утвержденная постановлением Минфина и Минэкономики от 24.03.2003 № 39/69. В судебной практике ее применяли и при расчете размера ущерба, причиненного работником нанимателю.

Правила определения вреда

Датой причинения вреда является день (период) совершения противоправных действий.

Ранее размер вреда рассчитывался на дату составления акта проверки.

Размер вреда, причиненного имуществу субъектов хозяйствования, определяется на дату причинения вреда исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих денежную оценку имущества (уменьшенную на сумму амортизационных отчислений по основным средствам и нематериальным активам, рассчитанных в соответствии с законодательством).

Обобщим правила определения размера вреда в таблице:

Факт, при котором определяется размер вреда

 

Размер вреда

 

Недостача

 

Разница между денежной оценкой имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и денежной оценкой его фактического наличия

Списание имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов)

 

Разница между денежной оценкой фактически списанного имущества и денежной оценкой имущества, подлежащего списанию в соответствии с актами законодательства

Излишняя выплата (переплата) денежных средств

 

Разница между фактически выплаченными денежными средствами и денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства

Недоплата (недополучение) денежных средств

 

Как разница между денежными средствами, подлежащими выплате в соответствии с актами законодательства, и денежными средствами, фактически выплаченными

Ухудшение характеристик имущества, в т.ч. в случае его разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно восстановление характеристик имущества

Стоимость восстановления (в т.ч. ремонта, необходимого комплектования). При этом восстановление характеристик имущества считается экономически целесообразным, если стоимость восстановления не превышает денежной оценки имущества в соответствии с п. 3 Положения на дату причинения вреда

Отчуждение имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства

Разница между стоимостью, определенной в соответствии с актами законодательства, и стоимостью, по которой имущество было реализовано

 

Завышение (занижение) фактически оплаченной по сравнению с определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии) стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг)

В размере выявленного завышения (занижения).

 

В случае если в соответствии с законодательством бухгалтерский учет субъектом хозяйственной деятельности не ведется и (или) отсутствуют документы, отражающие денежную оценку имущества, вред определяется исходя из регулируемых цен или свободных цен на основании сведений изготовителей, исполнителей, субъектов торговли о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), информации, содержащейся в специальных отечественных и зарубежных справочниках, каталогах, периодических изданиях, информационных материалах изготовителей, исполнителей, субъектов торговли.

При наличии двух и более источников информации, содержащих сведения о ценах (тарифах) на идентичные товары (работы, услуги), вред определяется исходя из сведений о наименьшей цене (тарифе), действовавшей на дату причинения вреда.

Кто разъясняет вопросы применения

Право разъяснять вопросы, возникающие при применении принятого постановления, дано Минфину.

Игнат Шедько, юрист

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос