Бюджет
«Прямая линия» по вопросам совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере
Опубликовано: 17.01.2020 14:46
Обновлено: 17.01.2020 14:46

Специалисты Министерства труда и социальной защиты ответили на вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года.

На вопросы отвечали:

Татьяна Лукьянчикова, заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Татьяна Горбачева, консультант управления оплаты труда в бюджетной сфере Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Ирина Шелег, консультант управления оплаты труда в бюджетной сфере Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Жанна Гринкевич, консультант управления оплаты труда в бюджетной сфере Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

В ходе данной «Прямой линии» заданы и получены ответы на следующие вопросы:

Вопрос: Правомерно ли для установления тарифного разряда по должности «Главный бухгалтер» в бюджетной организации учреждения образования пользоваться п. 2.1.4 Инструкции о порядке установления разрядов по должностям (профессиям) утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.04.2019 № 13, если согласно Уставу, бухгалтерия является структурным подразделением учреждения образования?

Ответ: Тарификация работников определяется в соответствии с наименованием занимаемой должности, согласно заключенному трудовому договору (контракту) и штатному расписанию организации.

Тарифный разряд по должности «главный бухгалтер» определяется в соответствии с подп. 2.1.5 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты РБ от 03.04.2019 № 13.

Тарифный разряд руководителям структурных подразделений организации (например, по должности «начальник отдела бухгалтерского учета и отчетности» и др.) определяется в соответствии с подп. 2.1.4 п. 2 указанной Инструкции.

Вопрос: В декабре 2019 г. из фонда экономии заработной платы работникам выплачивались премия и надбавка за сложность и напряженность труда. Также, в соответствии с постановлением Совмина от 10 апреля 2019 г. № 232, на декабрь 2019 г. работникам устанавливался повышающий коэффициент, который является составной частью заработной платы. В связи с этим заработная плата за декабрь 2019 г. отличается от заработной платы за октябрь или ноябрь 2019 г. Надо ли уровень заработной платы за январь и последующие месяцы 2020 г. определять по уровню заработной платы за декабрь 2019 г. (с учетом вышеуказанных выплат) с целью выполнения требований Указа № 27? Или для определения уровня заработной платы за январь 2020 г. необходимо брать размер заработной платы, выплаченной работникам в октябре или ноябре 2019 г.?

Ответ: Пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 определено, что при введении новой системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций, действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

С учетом предоставленных руководителю бюджетной организации прав по установлению размеров стимулирующих и компенсирующих выплат, он не может допустить снижение с 1 января 2020 г. размеров заработной платы (без премии) работников бюджетных организаций.

Для целей сопоставления заработной платы работников бюджетных организаций (по условиям оплаты труда, действующим до 01.01.2020) учитывается заработная плата, начисленная работнику в соответствии с условиями оплаты труда, предусмотренными трудовым договором (контрактом) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени. Так, в начисленную заработную плату включаются следующие виды выплат:

  • тарифная ставка, тарифный оклад;
  • повышения тарифной ставки, тарифного оклада;
  • надбавки и доплаты в размерах, установленных законодательством (нанимателем), кроме доплат за работу в ночное время, за совмещение профессий (должностей), расширение зоны обслуживания (увеличение объема выполняемых работ) или выполнение обязанностей временно отсутствующего работника, за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;
  • премия в усредненных размерах, установленных законодательством для данного вида бюджетных организаций (например, 20 процентов от суммы выплат, включаемых в расчет планового фонда заработной платы).

Таким образом, заработная плата работника, рассчитанная за январь 2020 г. по новым условиям оплаты труда с учетом премии в размере 5 процентов оклада работника, не может быть ниже заработной платы работника, рассчитанной по вышеприведенному порядку.

Поскольку выплаты в соответствии с постановлением Совмина от 10 апреля 2019 г. № 232, не являются выплатами, носящими постоянный характер, для целей сопоставления размера заработной платы они не учитываются.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, есть ли образцы дополнительных соглашений к трудовым договорам (контрактам) в связи с изменением оплаты труда в бюджетных организациях (учреждение образование) или может быть уже где-то опубликована их примерная форма? Хотелось бы все-таки знать поконкретнее, что там должно быть, а что нет, очень сложно сориентироваться в связи с таким огромным количеством изменений в законодательстве о труде и т.д. Какой датой должны заключаться эти дополнительные соглашения?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.2019 № 882 утверждена примерная форма контракта нанимателя с работником, в пункте 6 которой уже учтены изменения, которые произошли в оплате труда в бюджетной сфере. Дополнительные соглашения в части условий оплаты труда вступают в силу с 1 января 2020.

Вопрос: Подскажите, пожалуйста, как будет стимулироваться работа общественных инспекторов по охране труда и работа неосвобожденных председателей профсоюзных комитетов? Ранее это было прописано в Положении о надбавках. По новой системе оплаты труда в Положении о материальном стимулировании нет пунктов, предусматривающих надбавки за такую общественную работу.

Ответ: Законодательством, действующим до 1 января 2020 года и после 1 января 2020 года, вопросы стимулирования общественных инспекторов по охране труда и неосвобожденных председателей профсоюзных комитетов бюджетных организаций не регулируются.

Наниматель может стимулировать работника путем установления надбавок, размер которых в соответствии с законодательством он определяет самостоятельно.

Вопрос: При расчете моего стажа работы воспитателем засчитают ли мне годы работы в качестве воспитателя в ведомственном детском саду от «Мотовелозавода» (1987-1998 гг.) и в ведомственном детском саду от ОАО «МТЗ» (2005-2016 гг.)?

Ответ: Порядок осуществления выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен пунктами 4-11 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13 (далее – Инструкция).

В соответствии с п. 14 Инструкции периоды работы в учреждениях дошкольного образования, находящихся в ведомстве коммерческих организаций (ОАО, РУП и др.), в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат.

Одновременно разъясняем, что в соответствии с пунктом 12 Указа № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается, в том числе с учетом исчисленной надбавки за стаж работы в бюджетных организациях.

При этом, возможное снижение размера надбавки за стаж работы в бюджетных организациях по сравнению с размером повышения тарифных ставок (тарифных окладов) за работу по специальности (в отрасли), исчисленным в соответствии с действующими условиями оплаты труда, должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться руководителями бюджетных организаций на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.

Таким образом, снижения заработной платы у работников, в связи с исключением периодов работы в учреждениях дошкольного образования ведомственной принадлежности, не произойдет.

Вопрос: Будут ли с 01.01.2020 г. включаться в стаж работы в бюджетных организациях: 1. Сторож подразделения сторожевой охраны отделения Департамента охраны МВД РБ; 2. Водитель отделения патрульно-постовой службы милиции РОВД?

Ответ: Исходя из информации, содержащейся в обращении, не представляется возможным дать исчерпывающий ответ на поставленные вопросы.

Согласно пункту 8 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13, в случаях, если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации.

На основании изложенного полагаем, что для получения информации о статусе, интересующих Вас организаций, Вам необходимо обратиться в Министерство внутренних дел.

Вопрос: 1. Специалист по рекламе. Работник имеет среднее специальное образование и отработал в редакции газеты более 10 лет в должности заведующего сектором рекламы. С 1.01.2020 г. вместо заведующего сектором рекламы, который должен иметь в подчинении сотрудников, в редакции ввели в штатное расписание специалиста по рекламе. Какой тарифный разряд необходимо установить специалисту по рекламе?

  1. Редактор стилистический в редакции работает более 25 лет, имеет высшее образование. За высокий профессионализм и добросовестный труд награжден Почетной грамотой Министерства информации и нагрудным знаком «Выдатнік друку Беларусі». Можно ли данному специалисту в виде исключения присвоить 1 квалификационную категорию, минуя 2 квалификационную категорию?
  2. Редактор технический в редакции работает более 15 лет, имеет высшее образование. За высокий профессионализм неоднократно награждался учредителем. Можно ли в виде исключения присвоить 1 квалификационную категорию данному специалисту, минуя 2 квалификационную категорию?

Ответ:

Тарификация специалистов, должности которых являются общими для всех видов деятельности, определяется в соответствии с диапазоном тарифных разрядов, определенных подпунктами 1.3 и 1.4 пункта 1 тарифной сетки, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.02.2019 № 138.

При этом важно учитывать квалификационные требования к уровню образования (профиль (направление) образования, специальность), которые необходимы для выполнения возложенных должностных обязанностей.

Квалификационными требованиями должности «специалист» предусмотрено наличие высшего либо среднего специального образования. Соответственно, тарификация этой должности определяется в соответствии с диапазоном, предусмотренным подпунктом 1.4 пункта 1 тарифной сетки.

Порядок и условия присвоения специалистам квалификационных категорий, а также наименований должностей служащих установлены Общими положениями Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД), утвержденными постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 (далее – Общие положения).

В соответствии с пунктами 16 и 18 Общих положений, присвоение специалистам квалификационных категорий по занимаемым им должностям производится в порядке, определяемом коллективным договором, соглашением или нанимателем в соответствии с квалификационными характеристиками должностей специалистов, предусмотренных ЕКСД, с учетом рекомендаций аттестационной комиссии. К аттестации допускаются специалисты, имеющие предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующим должностям.

Пунктом 20 Общих положений предусмотрено, что специалисту, не имеющему необходимого стажа работы, предусмотренного квалификационной характеристикой соответствующей должности, квалификационную категорию наниматель может присвоить в порядке исключения с учетом рекомендаций аттестационной комиссии при условии наличия у данного специалиста степени магистра по соответствующей специальности (квалификации), опыта работы по соответствующему направлению деятельности, в том числе на руководящих должностях. Присвоенная в указанном порядке квалификационная категория может быть как последующей, так и внеочередной.

С учетом изложенного, в каждом конкретном случае решение о присвоении специалистам квалификационных категорий принимается нанимателем самостоятельно с учетом изложенных норм законодательства.

Вопрос: Хотела бы узнать, включаются ли в стаж работы в бюджетной организации с 1 января 2020 года следующие периоды: 1) Военная служба по призыву 2) Военная служба по контракту 3) Период учебы в военных учебных заведениях Республики Беларусь 4) Работа (служба) в Департаменте охраны МВД Республики Беларусь 5) Работа (служба) в ГАИ УВД Республики Беларусь?

Ответ: С 1 января 2020 года порядок осуществления выплаты надбавки за стаж работы в бюджетных организациях определен пунктами 4-12 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13 (далее – Инструкция).

Согласно абзаца восьмого пункта 4 Инструкции в стаж работы в бюджетных организациях засчитываются периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь.

Абзацем четвертым статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года № 1914-ХII «О воинской обязанности и воинской службе» определено, что военная служба – основной вид воинской службы, заключающийся в непосредственном исполнении гражданами воинской обязанности (конституционного долга по защите Республики Беларусь) в составе Вооруженных Сил и других воинских формирований. Военная служба подразделяется на военную службу по призыву и военную службу по контракту.

Статьей 2 Закона Республики Беларусь «О статусе военнослужащих» определено, что обучающиеся в военных учебных заведениях имеют статус военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.

Таким образом, военная служба по призыву и военная служба по контракту засчитываются в стаж работы в бюджетных организациях.

Пунктом 8 Инструкции определено, что в случаях, если на основании данных трудовой книжки не представляется возможным определить статус организации для зачета стажа работы в ней в стаж работы в бюджетных организациях, то зачет стажа работы производится на основании сведений, полученных от этих организаций, государственных органов, в подчинении которых находится (находилась) организация, или местных исполнительных и распорядительных органов по месту расположения организации. На основании изложенного полагаем, что для получения информации о статусе иных, интересующих Вас организаций, Вам необходимо обратиться в Министерство внутренних дел.

 

Вопрос: В связи с введением с 1 января 2020 г. новых условий оплаты труда у работников изменится % контрактной надбавки. Нужно ли издавать приказ по учреждению или оформить дополнительными соглашениями к контрактам? Каким документом установить надбавки за характер труда и за сложность и напряженность: приказом по учреждению или дополнительным соглашением к контракту?

Вопрос: Согласно статье 19 Трудового кодекса в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде.

Контракты, заключенные с работниками бюджетных организаций, должны быть приведены в соответствие с Трудовым кодексом Республики Беларусь, Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» и принятыми в его развитие нормативными правовыми актами, локальными правовыми актами.

Изменения, предусмотренные указанными НПА, должны быть отражены в дополнительных соглашениях к контрактам с указанием сроков вступления в силу изменений, соответствующих срокам вступления в силу вышеуказанных НПА (т.е. с 1 января 2020 г. и 28 января 2020 г. соответственно).

Условия оплаты труда работника, в том числе размер надбавки за работу по контракту, должны содержаться в дополнительном соглашении к контракту.

При этом надбавки за характер труда, сложность и напряженность могут быть установлены работнику в контракте в конкретном размере, либо со ссылкой на приказ или на Положение о стимулирующих выплатах, разработанном и утвержденном в организации.

 

Вопрос: Тренеру-преподавателю 2 категории со стажем 6 лет установлена нагрузка 32 часа. Оклад его составит (185*1,57)/18*32=516,36. 1. Как в соответствии с действующим законодательством правильно рассчитать его надбавку за стаж от базовой ставки 185*15%=27,75 или 185/18*32*15% (в зависимости от нагрузки)?

  1. Надбавка за профессиональный уровень (п. 2.1.4 Инструкции к Постановлению № 33 Минспорта от 24.07.2019) по 2 категории предусмотрена 40 % от базовой ставки. Правильно ли будет рассчитывать ее пропорционально нагрузке (185*40%)/18*32=131,56?
  2. Как производить расчет осовременивания среднего заработка в 2020 году за период 12, 6, 2 месяца 2019 года с учетом того, что тарифная ставка 1 разряда в 2020 году отсутствует?
  3. Если работник отработал 10 месяцев, в отпуск не уходил и увольняется, обязана ли организация выплатить ему единовременную выплату на оздоровление 0,5 оклада в год (п. 4 Указа № 27 от 18.01.2019)?
  4. абз. 2 п .4 Указа № 27 от 18.01.2019г. предусматривает выплату материальной помощи 0,3 среднемесячной суммы окладов в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Возможна ли ежемесячная выплата всем сотрудникам материальной помощи ср.мес.оклад*0,3/12?
  5. до какого уровня возможно регулирование зарплаты до уровня декабря 2019 года надбавкой за сложность (например, 200%)?
  6. МЗП в 2020 году составляет 375,00 рублей, по отношению к декабрю 2019 рост составил 113,64%. Он будет актуален для низкооплачиваемых работников. Предусматривать ли такой же рост зарплаты для других специалистов. Бюджетная зарплата спортсмена-инструктора в декабре составила 368,98 руб. если не предусмотреть рост, организация должна ему доплатить до уровня МЗП 375,00 рублей.

Ответ:

Вопросы 1-2.

Порядок расчета стимулирующих надбавок, установленных постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33, для работников, осуществляющих педагогическую деятельность в сфере физической культуры и спорта будет регулироваться Инструкцией, разработанной Министерством спорта и туризма вместо постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 14 апреля 2008 г. № 14.

Проект указанной Инструкции согласован Министерством труда и социальной защиты в установленном порядке.

Вопрос 3.

Нормами пункта 26 Инструкции о порядке исчисления среднего заработка, утвержденной постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 10 апреля 2000 г. № 47 (далее – Инструкция), определено, что если в периоде, принятом для исчисления среднего заработка, или в периоде, за который производятся выплаты на основе среднего заработка, у работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций повышался размер базовой ставки, устанавливаемой Советом Министров Республики Беларусь, то исчисление среднего заработка производится с применением поправочных коэффициентов.

Следовательно, основанием для применения поправочного коэффициента при исчислении среднего заработка является повышение размера базовой ставки.

Поправочные коэффициенты рассчитываются путем деления размера базовой ставки, установленной в месяце, в котором осуществляются выплаты на основе среднего заработка, на размер базовой ставки, действовавший в месяцах, принимаемых для исчисления среднего заработка (пункт 27 Инструкции).

В соответствии с пунктом 28 Инструкции при изменении системы оплаты труда в принятом для исчисления среднего заработка периоде расчет поправочных коэффициентов производится пропорционально отработанному времени отдельно до и после соответствующего изменения.

С 1 января 2020 г. в бюджетных оргнизациях имеет место изменение системы оплаты труда, следовательно корректировка начисленной заработной платы, принимаемой для исчисления среднего заработка, должна осуществляться пропорционально отработанному времени до и после изменения системы оплаты труда в соответствии с пунктом 28 Инструкции.

С учетом того, что базовая ставка согласно Указу № 27 устанавливается ежегодно, как правило, с января календарного года, то с января 2020 г. и до месяца ее изменения, поправочный коэффициент будет равен единице.

Вопрос 4.

В соответствии с пунктом 4 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 (далее – Указ № 27) работникам бюджетных организаций ежегодно осуществляется единовременная выплата на оздоровление, как правило, при уходе в трудовой отпуск (отпуск) из расчета 0,5 оклада, если иной размер не установлен законодательными актами или Советом Министров Республики Беларусь.

При этом размеры, порядок и условия осуществления единовременной выплаты определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.

Таким образом, следует руководствоваться нормами положения о единовременной выплате, разработанного в Вашей организации.

Вопрос 5.

Согласно пункту 4 Указа № 27 работникам бюджетных организаций оказывается материальная помощь, как правило, в связи с непредвиденными материальными затруднениями, что не согласуется с предложением, которое содержится в вопросе, о ежемесячной ее выплате всем работникам организации.

В соответствии с пунктом 4 Указа № 27 размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положению, утверждаемому руководителем бюджетной организации.

Вопрос 6.

В соответствии с пунктом 12 Указа № 27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.

При регулировании уровня оплаты труда конкретного работника необходимо использовать все стимулирующие и компенсирующие выплаты, предусмотренные законодательством для данной категории работников.

Кроме того, необходимо учитывать общий объем средств, направляемых организацией на выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи (пункт 5 Указа № 27).

Надбавка за сложность и напряженность труда утверждена постановлением Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 24 июля 2019 г. № 33 (далее – постановление № 33) и устанавливается руководителям, специалистам и другим служащим бюджетных организаций сферы физической культуры, спорта и туризма в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на оплату труда, а также средств, получаемых от осуществления приносящей доходы деятельности, и иных средств, не запрещенных законодательством.

Конкретный (предельный) размер указанной надбавки постановлением № 33 не определен.

Право по определению ее размеров и порядка выплаты постановлением № 33 делегировано руководителю бюджетной организации.

Вопрос 7.

Основным источником повышения заработной платы работников бюджетной сферы до 1 января 2020 г. была тарифная ставка первого разряда, а с 1 января 2020 года является базовая ставка.

Согласно законодательству минимальная заработная плата (месячная и часовая) - государственный минимальный социальный стандарт в области оплаты труда, который наниматель обязан применять в качестве низшей границы оплаты труда работников за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Прирост минимальной заработной платы в 2020 году (13,6 процента) по сравнению с 2019 годом не является законодательной нормой для повышения заработной платы работников бюджетной сферы, в том числе низкооплачиваемых.

С 1 января 2020 года в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 изменена система оплаты труда работников бюджетных организаций, в том числе структура заработной платы, перечень стимулирующих и компенсирующих выплат, порядок ее расчета и др.

В связи с этим формирование заработной платы работников бюджетных организаций, в том числе низкооплачиваемых, с 1 января 2020 года осуществляется на основании законодательства, регулирующего оплату труда в централизованном порядке (надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, за работу по контракту и др.), а также законодательства, разработанного отраслевыми министерствами и локальных правовых актов бюджетных организаций.

Обращаем внимание на необходимость выполнения требования пункта 12 Указа № 27 о недопущении снижения размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, а также на статью 63 Трудового кодекса Республики Беларусь, согласно которой заработная плата работников максимальными размерами не ограничивается.

Приведенный в вопросе размер заработной платы спортсмена-инструктора в декабре 2019 года превышает установленный законодательством размер минимальной заработной платы.

С 1 января 2020 года размер оплаты труда данного специалиста должен быть не ниже установленного размера минимальной заработной платы (375 рублей) за работу в нормальных условиях в течение нормальной продолжительности рабочего времени при выполнении обязанностей работника, вытекающих из законодательства, локальных нормативных правовых актов и трудового договора.

Вопрос: Согласно Указу Президента РБ от 18.01.2019г. № 27 работникам бюджетных организаций оказывается материальная помощь и единовременная выплата на оздоровление. Будут ли устанавливаться данные выплаты внутренним и внешним совместителям организации?

Ответ: Статья 349 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – Трудовой кодекс) содержит императивные нормы, т.е. обязательные для исполнения со стороны нанимателя в отношении предоставления гарантий и компенсаций работающим по совместительству.

В частности, гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом, другими актами законодательства, коллективными договорами, соглашениями, иными локальными правовыми актами, предоставляются работающим по совместительству в полном объеме, за исключением гарантий и компенсаций, связанных с получением образования, которые предоставляются только по основному месту работы.

Таким образом, применение избирательного подхода к работникам, работающим по совместительству, в том числе в части предоставления материальной помощи и единовременной выплаты на оздоровление является недопустимым.

Вопрос: 1) Каким нормативным документом необходимо руководствоваться при тарификации должностей «Дежурный по общежитию» и «Заведующий общежитием» в учреждении высшего образования, если в общежитии проживают не студенты, а работники университета?

2) По какому тарифному разряду необходимо тарифицировать ведущего лаборанта, работающего на кафедре в учреждении высшего образования?

Ответ: 1. В данном случае должности «дежурный по общежитию» и «заведующий общежитием» это должности служащих, которые являются общими для всех видов деятельности (выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности»).

Тарификация по должности «заведующий общежитием» определяется в соответствии с таблицей 1 приложения к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 (7 тарифный разряд).

По должности «дежурный по общежитию» (другой служащий) – 2 тарифный разряд п. 1.2 п. 1 тарифной сетки.

  1. В соответствии с пунктом 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 02.01.2012 № 1 наименование производной должности «ведущий» предусматривается для должностей специалистов высшего уровня квалификации, по которым установлено квалификационное категорирование.

Квалификационными требованиями квалификационной характеристики должности «лаборант» (выпуск 1 ЕКСД «Должности служащих для всех видов деятельности») предусмотрено наличие среднего специального образования.

Тарификация по должности «лаборант» определяется в соответствии с п.п.2.2.2 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13.

Вопрос: Государственное учреждение здравоохранения (далее - ГУЗ) имеет обособленное структурное подразделение - филиал. Тарифный разряд заведующего филиалом определяется на основании пункта 2.1.2. Инструкции, утвержденной постановлением Минтруда РБ от 13.03.2019 № 13 «Об оплате труда работников бюджетных организаций» - на два-три разряда ниже тарифного разряда, установленного руководителю организации. Тарифный разряд руководителю ГУЗ - главному врачу установлен 16-ый на основании приложения 4 к постановлению МЗ РБ от 13.06.2019 №52. Соответственно тарифный разряд заведующего филиалом должен быть установлен на два-три разряда ниже, то есть 14-13 разряд. Но по приложению 6 к постановлению МЗ РБ от 13.06.2019 № 52 заведующему филиалом устанавливается тарифный разряд 12, что противоречит постановлению Минтруда РБ от 13.03.2019 № 13. Каким нормативным документом нужно руководствоваться в сложившейся ситуации при установлении тарифного разряда заведующему филиалом?

Ответ: Согласно пункту 8 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 тарифные разряды по должностям медицинских работников определяются Министерством здравоохранения.

Тарифный разряд по должностям заведующих обособленных подразделений организаций здравоохранения устанавливается согласно соответствующим приложениям к постановлению Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.06.2019 № 52.

Вопрос: Какие тарифные разряды с 1 января 2020 г. устанавливаются по должностям научных сотрудников музеев и какими нормативными документами следует при этом руководствоваться (приложением 1 к постановлению Минкультуры от 13.06.2019 № 32 или таблицей 2 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13)? В приложении 1 «Тарифные разряды по должностям специалистов и других служащих культурно-просветительных организаций и структурных подразделений, осуществляющих культурную деятельность, названных организаций и иных организаций» к постановлению Министерства культуры Республики Беларусь от 13.06.2019 № 32 установлена следующая тарификация научных сотрудников музеев: - ведущий научный сотрудник музея - 9-й тарифный разряд; - старший научный сотрудник музея - 8-й тарифный разряд; - научный сотрудник музея - 7-й тарифный разряд; - младший научный сотрудник музея - 6-й тарифный разряд. В таблице 2 "Тарифные разряды по должностям служащих научных работников из числа специалистов" приложения к постановлению Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 03.04.2019 № 13 научным сотрудникам установлены следующие тарифные разряды: - главный научный сотрудник - 13-й; - ведущий научный сотрудник - 12-й; - старший научный сотрудник -11-й; - научный сотрудник - 10-й; - младший научный сотрудник - 9-й; - стажер младшего научного сотрудника - 8-й.

Ответ: Тарифные разряды по должностям научных сотрудников музеев устанавливаются согласно приложению 1 к постановлению Министерства культуры Республики Беларусь от 13 июня 2019 г. № 32.

По таблице 2 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 определяется тарификация научных работников бюджетных научных организаций, на которых не распространяется Указ Президента Республики Беларусь от 28.12.2017 № 467 (например, до момента прохождения бюджетной организаций аккредитации, как бюджетной научной организации).

Вопрос: Учитывается ли нагрузка молодого специалиста (учителя) для оплаты надбавки молодым специалистам, получившим высшее и среднее специальное образование, которым место работы предоставляется путем распределения (перераспределения) в течение двух лет и которые остались работать на третий год?

Ответ: В соответствии с пунктом 10 Инструкции о порядке исчисления тарифной ставки (тарифного оклада), оклада педагогических работников с учетом педагогической нагрузки, утвержденной постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 30.03.2007 № 25, надбавки и доплаты, устанавливаемые в соответствии с законодательством, в том числе надбавка молодым специалистам, выплачиваются пропорционально педагогической нагрузке.

По информации официального сайта Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Практическое руководство по всем участкам работы бухгалтера

• Сервисы

Калькуляторы, расчеты, формы документов, тесты, помощники, справочники

• Законодательство

Обновляемая база НПА Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона

Другие материалы по теме
Бератор
Новости
Вопросы и ответы