Бюджет
Материальная помощь на оздоровление: зарплатные налоги и бухгалтерский учет
Опубликовано: 01.06.2017 10:19
Обновлено: 01.06.2017 10:19

Ура! Скоро лето! Наступает сезон отпусков! Работникам бюджетной организации выплачивается материальная помощь на оздоровление. В данном материале рассмотрено, в каких ситуация она выплачивается, следует ли с этих сумм исчислять зарплатные налоги, как отразить материальную помощь в бухгалтерском учете и учесть при налогообложении прибыли.

СИТУАЦИЯ: Работнику бюджетной организации начислена материальная помощь к отпуску на оздоровление согласно ст. 182 ТК. Ее размер предусмотрен коллективным договором и составил 46,00 руб. Данная организация является для работника местом основной работы. Другие выплаты социального характера работнику в 2017 г. не производились.

ВОПРОСЫ:

  1. В каких случаях выплачивается материальная помощь на оздоровление?
  2. Какие зарплатные налоги исчисляются с материальной помощи на оздоровление: подоходный налог; страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах?
  3. Как отразить в бухгалтерском учете выплату материальной помощи на оздоровление?
  4. Учитывается ли при налогообложении прибыли сумма материальной помощи на оздоровление, выплачиваемая из внебюджетных средств?

      1. Наниматель выплачивает единовременную выплату на оздоровление в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части – при предоставлении одной из частей отпуска). Размер единовременной выплаты на оздоровление определяется законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором (ст. 182 ТК).

При этом руководители бюджетных организаций в пределах фонда заработной платы имеют право предусматривать средства на оказание материальной помощи в размере 5 % планового фонда заработной платы штатных работников (подп. 2.7 приложения 1 к постановлению Минтруда от 21.01.2000 № 6 "О мерах по совершенствованию условий оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций" (далее – постановление № 6)).

Данный размер материальной помощи применяется как для работников, которые получают заработную плату из бюджетных источников, так и для работников, чья заработная плата выплачивается из внебюджетных средств (подп. 1.1 приложения 1 к постановлению № 6).

Единственным отличием является то, что на выплату работникам, получающим заработную плату из бюджетных источников, направляются средства, запланированные в бюджетной смете, а другим работникам – средства, определенные в расходной части сметы доходов и расходов внебюджетных средств бюджетных организаций (далее – смета доходов и расходов) (подп. 13.2, пп. 10, 15, 20 Положения о порядке формирования внебюджетных средств, осуществления расходов, связанных с приносящей доходы деятельностью, направлениях и порядке использования средств, остающихся в распоряжении бюджетной организации, утвержденного постановлением Совмина от 19.07.2013 № 641).

На практике порядок и условия предоставления материальной помощи из 5 % планового фонда заработной платы штатных работников регулируются положением об оказании материальной помощи, в котором организация вправе предусмотреть оказание помощи в соответствии со ст. 182 ТК. Данное положение может включаться в коллективный договор либо являться приложением к нему.

В рассматриваемой ситуации размер материальной помощи предусмотрен в коллективном договоре организации. При этом она может выплачиваться как из бюджетных, так и внебюджетных источников.

  1. Порядок исчисления зарплатных налогов представлен ниже:

      2.1. Подоходный налог с физических лиц.

Доходы, полученные физическими лицами от источников в Республике Беларусь, как в денежной, так и в натуральной формах, признаются объектом обложения подоходным налогом с физических лиц (ст. 152, подп. 1.1 ст. 153, часть первая п. 1 ст. 156 НК).

Согласно абзацу второму подп. 1.19 ст. 163, части первой ст. 162 НК освобождаются от подоходного налога с физических лиц доходы, не являющиеся вознаграждениями за выполнение трудовых или иных обязанностей, в т.ч. в виде материальной помощи, получаемые от организаций, являющихся местом основной работы, в размере, не превышающем 1678,00 руб., от каждого источника в течение календарного года.

Так как в рассматриваемой ситуации размер материальной помощи, оказываемой бюджетной организацией, являющейся для работника местом основной работы, в течение календарного года не превышает установленный предел (46,00 руб. < 1678,00 руб.), сумма материальной помощи к отпуску на оздоровление освобождается от подоходного налога в полном объеме.

   2.2. Страховые взносы в ФСЗН и Белгосстрах.

В соответствии с п. 7 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие "Белгосстрах", утвержденного постановлением Совмина от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень), страховые взносы не начисляются на материальную помощь, оказываемую работникам в соответствии с законодательными актами.

Вместе с тем законодательными актами признаются законы (в т.ч. кодексы) Республики Беларусь (абзац шестой части первой ст. 1, часть четвертая ст. 2 Закона от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь").

По разъяснениям специалистов ФСЗН, материальная помощь к отпуску на оздоровление, предусмотренная ст. 182 ТК, конкретный порядок и размер выплаты которой устанавливается организацией самостоятельно в коллективном договоре, относится к п. 7 Перечня. Соответственно, данная выплата страховыми взносами в ФСЗН и Белгосстрах не облагается.

  1. Расходы, произведенные бюджетной организацией, учитываются на субсчете:
  • 200 "Расходы по бюджету" – если они произведены за счет бюджетных средств;
  • 211 "Расходы по внебюджетным средствам" (субсчете счета 08 "Затраты на производство") – если они произведены за счет внебюджетных средств в пределах расходной части сметы доходов и расходов (пп. 4, 11 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157)).

Начисление материальной помощи производится по дебету вышеуказанных субсчетов в корреспонденции с кредитом субсчета 180 "Расчеты с персоналом".

Как правило, денежные средства перечисляются в банк для зачисления на счет работника. Такая хозяйственная операция отражается:

  • тремя записями (если выплата производится за счет бюджетных средств):
  1. Д-т субсч. 100 "Текущий счет по бюджету"

К-т субсч. 140 "Расчеты по финансированию из бюджета" – получено бюджетное финансирование;

  1. Д-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

К-т субсч. 100 "Текущий счет по бюджету" – перечислены бюджетные средства в банк;

  1. Д-т субсч. 180 "Расчеты с персоналом"

К-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – зачислены денежные средства на счет работника;

  • двумя записями (если выплата производится за счет внебюджетных средств):
  1. Д-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

К-т субсч. 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" – перечислены внебюджетные средства в банк;

  1. Д-т субсч. 180 "Расчеты с персоналом"

К-т субсч. 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – зачислены денежные средства на счет работника.

Исходя из условий, приведенных в ситуации, отразим в бухгалтерском учете выплату материальной помощи на оздоровление (см. табл.)

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,
руб.

дебет

кредит

1.

Начислена материальная помощь на оздоровление

 

 

 

1.1.

За счет бюджетных средств

200

180

46,00

1.2.

 

За счет внебюджетных средств

 

211,

(субсчета счета 08)

180

 

46,00

2.

Перечислена материальная помощь на счет работника

 

 

 

2.1.

 

Со счет органа казначейства

 

100

140

46,00

178

100

46,00

180

178

46,00

2.2.

 

С текущего внебюджетного счета

 

178

111

46,00

180

178

46,00

  1. С 2017 г. в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, организации вправе включать единовременные выплаты на оздоровление (материальную помощь, пособие), если обязанность таких выплат установлена законодательными актами, постановлениями Совмина (под. 1.73 ст. 131 НК).

В рассматриваемой ситуации материальная помощь на оздоровление предоставляется по самостоятельному решению организации в размерах, принятых коллективным договором. В целях налогообложения прибыли она не является выплатой, установленной законодательными актами, в т.ч. если она производится в соответствии с порядком, указанным в ст. 182 ТК.

Следовательно, рассматриваемая материальная помощь при расчете налога на прибыль не учитывается.

Марина Лосицкая, экономист

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Практическое руководство по всем участкам работы бухгалтера

• Сервисы

Калькуляторы, расчеты, формы документов, тесты, помощники, справочники

• Законодательство

Обновляемая база НПА Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона

Другие материалы по теме
В помощь бухгалтеру