Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Типичные нарушения, выявленные при проведении проверок и контрольных мероприятий органами Фонда в 2018 году
Опубликовано: 09.04.2019 15:04 - 5681 просмотр

 

В соответствии с пунктами 8, 15 Положения о Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 «О Фонде социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» (далее – Положение о Фонде), и пунктом 18 Перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее – Указ № 510), Фондом социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее – Фонд) и его территориальными органами осуществляется контроль за соблюдением законодательства о государственном социальном страховании.

Проверки и мероприятия в отношении плательщиков обязательных страховых взносов (далее – плательщики) проводятся по следующим вопросам:

  1. Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме.
  2. Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
  3. Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.
  4. Правильность заполнения и своевременность представления отчетности.

Ниже рассмотрим типичные нарушения, выявленные при проведении проверок и контрольных мероприятий в 2018 году, в отдельности по каждому из указанных вопросов.

Правильность начисления обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме.

  1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.

Излишне начислены обязательные страховые взносы:

  • на суммы выплат, превышающие пятикратную величину средней заработной платы работников в республике за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются обязательные страховые взносы;
  • ошибочно дважды на суммы материальной помощи.

Нарушена статья 2 Закона Республики Беларусь от 29 февраля 1996 г. «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – Закон об обязательных страховых взносах);

  • на пенсионное страхование (28 %) на суммы выплат, начисленных в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Нарушена статья 4 Закона об обязательных страховых взносах;

  • на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения.

Нарушена статья 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 «Об основах государственного социального страхования»;

  • на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования.

Нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее – Перечень);

  • на суммы выходного пособия согласно статье 48 Трудового кодекса Республики Беларусь.

Нарушен пункт 2 Перечня;

  • на суммы компенсаций в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в главе 9Трудового кодекса Республики Беларусь (за разъездной характер работы);
  • на единовременные пособия в размере тарифной ставки (оклада) выпускникам, которым место работы предоставлено путем распределения, выпускникам, направленным на работу, переезжающим в другую местность.

Нарушен пункт 3 Перечня;

  • на суммы средств работодателя, направленные на обеспечение работников средствами коллективной и индивидуальной защиты (моющие средства);
  • на суммы средств работодателя, направленные на обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке; обучение работников на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью.

Нарушен пункт 4 Перечня;

  • на суммы материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами.

Нарушен пункт 7 Перечня;

В соответствии с пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее – Положение об уплате), излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.

Не начислены обязательные страховые взносы:

  • на единовременные премии, материальную помощь к профессиональным праздникам, вознаграждения к юбилейным датам, в связи с продолжительным лечением работников, торжественным событиям (включая стоимость подарков и материальную помощь), другие выплаты стимулирующего характера, включая материальную помощь (компенсацию), выплачиваемую работникам на питание, проезд, в связи с тяжелым материальным положением;
  • на сумму денежного вознаграждения в связи с награждением грамотой (вынесением благодарности) работников;
  • на стоимость кондитерских изделий к Новому году работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3-х лет;
  • на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, взамен предупреждения о предстоящем увольнении, при досрочном расторжении контракта;
  • на часть суммы выплат в результате неверного применения ограничения сумм выплат пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике;
  • на суммы вознаграждений по гражданско-правовому договору;
  • на стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
  • в связи с неправильным применением ограничения пятикратной величины средней заработной платы работников в республике.

Нарушена статья  2 Закона об обязательных страховых взносах;

  • на суммы выплат в пользу работников, являющихся инвалидами III группы, не начислялись взносы на пенсионное страхование (28 %).

Нарушена статья 4 Закона об обязательных страховых взносах;

  • на выплаты индивидуальным предпринимателям, которые являются собственниками имущества (участниками, членами, учредителями) юридического лица и выполняют функции руководителя этого юридического лица.

Нарушен пункт 1-1 Положения об уплате, и статья 1 Закона об обязательных страховых взносах;

  • сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.

Нарушен пункт 5 Положения об уплате;

На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.  

За неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.

Плательщики обязаны представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы – «корректирующая»), которая полностью заменяет данные за определенный отчетный период. В форме правильные строки повторяются в таком же виде, как были заполнены в форме ПУ-3, представленной ранее за определенный отчетный период, неправильные заменяются правильными.

  1. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.

Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

  • на выплаты по гражданско-правовым договорам.

Нарушен подпункт 1.4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 5 января 2008 г. «О профессиональном пенсионном страховании» (далее – Закон о ППС);

  • на произведенные выплаты за периоды (дни), когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня.

Нарушены подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона о ППС;

  • на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
  • на сумму материальной помощи, выплачиваемой к отпуску без предоставления самого отпуска;
  • на суммы сохраненного среднего заработка за время прохождения курсов повышения квалификации, мероприятий по призыву на военную службу;
  • на выплаты, начисленные работнику за период работы по профессии, не включенной в перечень рабочих мест с особыми условиями труда;
  • на суммы выплат за разъездной характер работ (машинистам трелевочной (лесозаготовительной) машины);
  • на суммы выплат, превышающие трехкратную величину средней заработной платы работников в Республике Беларусь за месяц, предшествующий месяцу, за который уплачиваются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;

  • на выплаты работникам, достигшим общеустановленного пенсионного возраста.

Нарушен пункт 5 статьи 7 Закона о ППС;

  • на суммы пособий по временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 1 Перечня;

  • на суммы материальной помощи в связи со смертью близких родственников, на материальную помощь в связи с вступлением в брак.

Нарушен пункт 7 Перечня.

Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии – в счет предстоящей уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (пункт 24 Положения об уплате).

Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:

  • на суммы выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени;
  • на сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда;
  • на суммы премий к профессиональному празднику, праздничному дню, по итогам соцсоревнования, по итогам года, за достижения в работе; оплату за работу в праздничные, выходные дни и ночное время; на суммы доплаты до минимальной заработной платы, за классность, стаж работы, совмещение должностей, сверхурочное отработанное время, на сумму индексации заработной платы, на суммы материальной помощи, начисленной работникам согласно коллективному договору, на суммы выплат работникам на удешевление стоимости питания;
  • на суммы компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации расходов на приобретение учебной и методической литературы педагогическим работникам;
  • на стоимость сельскохозяйственной продукции, выделенной работникам за счет прибыли.

Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;       

На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.       

За неуплату или неполную уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.

Плательщики обязаны были представить форму ПУ-6 «Индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование» (тип формы – «корректирующая»), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование. Сведения формы ПУ-6 (тип формы – «корректирующая») полностью заменяют данные за определенный отчетный год по одному коду вида деятельности и коду профессии (должности).

  1. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.

В нарушение пунктов 4, 11, 12, 26 Положения об уплате уплачивались:

  • позднее дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
  • позднее 20 числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20 числа месяца, следующего за истекшим;
  • при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями уплата ошибочно производилась в следующий за ними рабочий день;
  • не представлялись в банки при получении средств на оплату труда платёжные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме; либо представлялась в банк справка, содержащая недостоверные сведения о том, что обязательства по перечислению указанных платежей плательщиками исполнены или отсутствуют.

За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП на должностное лицо в размере от двух до двадцати базовых величин, а на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо в размере двадцати процентов от неуплаченной суммы указанных взносов.

 Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

  1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.

Пособия женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка назначены и выплачены в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка, без наличия необходимых документов, на основании ксерокопии справки о рождении;

  • пособие в связи с рождением второго ребёнка выплачивалось в размерах, установленных для пособия в связи с рождением первого ребёнка, и наоборот, при рождении второго ребенка выплачивалось как на первого ребенка.

Нарушены статьи 10, 11 Закона Республики Беларусь от 29 декабря 2012 г. «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее – Закон № 7-З);

  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено за полный месяц, следовало выплатить по день исполнения ребенку 3 лет включительно;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения ребенком возраста 3 лет;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работнице, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору, выплачивалось в полном размере, следовало – в размере 50 процентов от полного размера пособия;
  • пособие по уходу за первым ребенком в возрасте до 3 лет назначено в размере 40 процентов среднемесячной заработной платы, следовало – в размере 35 процентов;
  • при определении размера пособия учитывался ребенок, достигший 18 лет;
  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет на ребенка-инвалида назначено в размере 40 процентов среднемесячной заработной платы, следовало – в размере 45 процентов;
  • в семье, в которой воспитываются два ребенка-инвалида, пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет в размере 45 процентов назначено на одного ребенка-инвалида, следовало – на каждого;
  • необоснованно назначено матери пособие на ребенка, который согласно решению суда после расторжения брака проживает с отцом;
  • не назначено пособие в размере 50 процентов за дни нахождения матери, получающей пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет, в трудовом отпуске;

Нарушена статья 13 Закона № 7-З;

  • пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет не назначено семье, в которой воспитываются дети в возрасте до 3 лет, или назначено семье, в которой не воспитывается ребенок до 3 лет;
  • при назначении пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет неверно определен день возникновения права на пособие. Пособие назначено со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, следовало назначить со дня рождения младшего ребенка;

Нарушена статья 14 Закона № 7-З (до 01.07.2017 – нарушены пункты 1, 2, 6 Положения о порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 09.12.2014 № 572 (далее – Положение № 572);

  • пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено без соблюдения условия, согласно которому трудоспособный отец в полной семье должен отработать не менее 6 месяцев в году, предшествовавшем году обращения за пособием.

Нарушена статья 16 Закона № 7-З;

  • пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня рождения ребенка, а не со дня, следующего за днём окончания периода освобождения от работы, учёбы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам.

Нарушена статья 22 Закона № 7-З;

  • в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не прекращена.

Нарушена статья 24 Закона № 7-З;

  • размер пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не перерассчитывался.

Нарушена статья 27 Закона № 7-З;

  • размер пособия изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств, (пособие выплачено в размере 50 % от установленного пособия со дня выхода матери на работу, следовало с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств).

Нарушен пункт 19 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь 28.06.2013 № 569.

Указанные нарушения повлекли за собой переплаты пособий семьям, воспитывающим детей, которые органами Фонда не приняты к зачету в соответствии с п. 15 Положения о Фонде, а также недоплаты пособий, которые подлежали доплате.

На основании п. 15 Положения об уплате взносов не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

  1. Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.

Выявлены следующие нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее – Положение № 569):

  • пособие назначалось по травме, полученной в связи с несчастным случаем на производстве, а также в связи с профзаболеванием.

Нарушен пункт 1 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности назначено на основании листков нетрудоспособности, выданных и оформленных с нарушением норм Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 09.07.2002 № 52/97 (далее – Инструкция № 52/97), в частности:
    • листок нетрудоспособности выдан отцу ребенка в случае, когда мать ребенка не работает, находится дома и осуществляет уход за другим ребенком в возрасте до 3 лет (пункт 50 Инструкции № 52/97);
    • листок нетрудоспособности выдан отцу ребенка в случае, когда мать ребенка находится в отпуске по беременности и родам, находится дома и фактически осуществляет уход за больным ребенком (пункт 52 Инструкции № 52/97);
    • отсутствуют печать организации здравоохранения при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения исправлений (подпункт 68.4 пункта 68 Инструкции № 52/97);
    • в листке нетрудоспособности, выданном работающему инвалиду, отсутствует отметка «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности» (подпункт 73.6.3 пункта 73 Инструкции № 52/97);
    • не оформлена (в обязательной части) оборотная сторона листков нетрудоспособности (пункты 78-81 Инструкции № 52/97);
  • пособие по временной нетрудоспособности назначено на основании справки о временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 3 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком в возрасте до 14 лет назначалось за период, совпавший с периодом нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске.

Нарушен пункт 6 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 3 лет выплачено бабушке (отцу) в случае, когда мать ребенка находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет.

Нарушен пункт 7 Положения № 569;

  • пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата.

Нарушен подпункт 9.5 пункта 9 Положения № 569;

  • пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы.

Нарушен подпункт 9.6 пункта 9 Положения № 569;

  • пособие назначено по день установления инвалидности включительно.

Нарушен пункт 10 Положения № 569;

  • пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием, более чем на 60 календарных дней непрерывно.

Нарушен пункт 11 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно менее 50% наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
  • при исчислении пособия в минимальном размере применено процентное отношение 80% за первые 12 календарных дней;
  • пособие по временной нетрудоспособности назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100% среднедневного заработка, а следовало в размере 80%;
  • пособие по временной нетрудоспособности было назначено в размере 80 % среднедневного заработка на период, когда следовало назначить в размере 100 % среднедневного заработка, т.к. случай нетрудоспособности считается непрерывным;
  • в случае непрерывной временной нетрудоспособности для исчисления пособия по очередному листку нетрудоспособности определялся новый расчетный период (пособие назначалось как при новом случае);
  • пособие по временной нетрудоспособности назначалось за рабочие дни, удостоверенные листком нетрудоспособности, следовало назначать за календарные дни.

Нарушен пункт 16 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности по уходу за больным ребенком назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка, следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка.

Нарушен пункт 18 Положения № 569;

  • при нарушении режима, предписанного врачом, оплата произведена за все дни временной нетрудоспособности, включая дни неявки на прием, не удостоверенные листом нетрудоспособности;
  • при определении размера пособия по временной нетрудоспособности не учитывался факт употребления алкоголя, нарушения режима, предписанного врачом;
  • пособие назначено в полном размере в случае наступления временной нетрудоспособности в период прогула без уважительной причины, следовало назначить в размере 50 %.

Нарушен пункт 19 Положения № 569;

  • при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за период, в который включен месяц наступления нетрудоспособности;
  • работнику, у которого имел место внутренний перевод на другую должность, расчетный период определен с даты перевода, а не за 6 месяцев;
  • при исчислении пособия по временной нетрудоспособности среднедневной заработок исчислен за 2 календарных месяца, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 21 Положения № 569;

  • из числа календарных дней расчётного периода не исключены календарные дни трудового, социального отпусков, временной нетрудоспособности, дни отпуска без сохранения заработной платы, период нахождения на военных сборах с оплатой в размере среднедневного заработка;
  • из числа календарных дней расчетного периода необоснованно исключены выходные дни, следовавшие за окончанием курсов повышения квалификации, трудового отпуска;
  • из числа календарных дней расчетного периода исключены праздничные дни, приходящиеся на период трудового отпуска, а также периоды прогулов.

Нарушен пункт 22 Положения № 569;

  • в случаях, когда число календарных дней расчетного периода составило менее 30, пособие исчислено из среднедневного заработка, следовало исчислить из тарифной ставки (оклада), установленной на день возникновения права на пособие;
  • при исчислении пособия из тарифной ставки при длительной нетрудоспособности средний размер тарифной ставки не пересматривался относительно каждого месяца;
  • среднедневной заработок исчислен из тарифной ставки с учетом повышающего коэффициента.

Нарушен пункт 23 Положения № 569;

  • в заработок для исчисления пособия излишне включались суммы среднего заработка за период трудового отпуска;
  • в заработок для исчисления пособия премии и иные выплаты учитывались не пропорционально отработанному времени (если месяц, в котором выплачена премия или иная выплата, отработан не полностью);
  • в заработок для исчисления пособия работникам включались выплаты, носящие единовременный характер (суммы поощрения к грамоте, материальной помощи);
  • в заработок для исчисления пособия работникам включены суммы перерасчета заработной платы за предыдущие месяцы, не входящие в расчетный период;
  • в заработок для исчисления пособия не включалась надбавка к окладу.

Нарушен пункт 24 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности исчислено путем умножения размера среднедневного заработка на число рабочих, а не календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности;
  • пособие по временной нетрудоспособности исчислено за большее число календарных дней, чем количество календарных дней, удостоверенных листком нетрудоспособности.

Нарушен пункт 25 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности лицам, работавшим по гражданско-правовым договорам, исчислено как работающим по трудовому договору;
  • лицам, работавшим по гражданско-правовым договорам, отказано в пособии по временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 27 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности назначено в размере, превышающем максимальный размер пособия (следовало назначить за календарный месяц в размере трехкратной величины средней заработной платы работников в республике в месяце, предшествующем месяцу, в котором возникло право на пособие).

Нарушен пункт 29 Положения № 569;

  • пособие назначено в полном размере без решения комиссии по назначению пособий в случае нарушения режима, предписанного врачом, в период временной нетрудоспособности.

Нарушен пункт 32 Положения № 569;

  • пособие по временной нетрудоспособности назначено без расследования обстоятельств получения травмы в случаях дорожно-транспортных происшествий, избиений, хулиганских нападений и др., без выяснения (установления) виновного лица, не запрошены соответствующие сведения от компетентных органов.

Нарушен подпункт 6.3 пункта 6 Положения о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей, и пособий по временной нетрудоспособности, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569.

Указанные выше нарушения привели к переплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые в соответствии с п. 38 Положения № 569 органами Фонда не принимаются к зачету, а также к недоплатам пособий по временной нетрудоспособности, которые подлежат доплате. На основании п. 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании п. 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.

Плательщики обязаны был представить форму ПУ-3 «Индивидуальные сведения» (тип формы «корректирующая»), отразив правильные размеры пособий по временной нетрудоспособности. В случае оплаты излишне выплаченных сумм пособий за счет плательщика (переплаченные суммы не удержаны с получателя пособия) данные выплаты являются социальными льготами, и на них в соответствии с законодательством следует начислить обязательные страховые взносы и соответственно представить форму ПУ-3 (тип формы – «корректирующая»).

  1. Нарушения при предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

Выявлены следующие нарушения:

  • при определении размера платы за путевку неверно определялся размер денежного дохода (не включены пенсия по возрасту, выплаты по договорам гражданско-правового характера);
  • неверно определен размер платы за путевку, а именно, использованы данные Национального статистического комитета о размере начисленной среднемесячной заработной платы работников Республики Беларусь за прошлый месяц относительно месяца выдачи путевки, а следовало за позапрошлый.

Нарушен пункт 15 Положения о порядке направления населения на санаторно-курортное лечение и оздоровление», утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2006 № 542 «О санаторно-курортном лечении и оздоровлении населения» (далее – Положение № 542);

  • плата за путевку, приобретенную за счет средств государственного социального страхования, несвоевременно перечислялась в бюджет фонда.

Нарушен пункт 16 Положения № 542.

На основании пунктов 15, 16, 17 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляются пени в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей.

  1. Нарушения при выплате пособия (материальной помощи) на погребение.

Выявлены следующие нарушения:

  • пособие выплачено в размере средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца получения пособия, следовало относительно месяца наступления смерти;
  • пособие выплачено в сумме, превышающей размер средней заработной платы работников в республике за позапрошлый месяц относительно месяца наступления смерти.

Нарушена статья 32 Закона Республики Беларусь от 12 ноября 2001 г. «О погребении и похоронном деле»;

  • пособие на погребение выплачено на основании ксерокопии справки о смерти;
  • не выплачено пособие на погребение при наличии справки о смерти (оригинала).

Нарушен пункт 3 Положения о выплате пособия на погребение и порядке возмещения расходов на погребение специализированной организации, утвержденного постановлением Совета Министров Республике Беларусь от 10.07.2015 № 585.

Правильность и своевременность представления по застрахованным лицам сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета, в том числе для целей профессионального пенсионного страхования.

По форме ПУ-2 «Сведения о приеме и увольнении» (далее – ПУ-2):

  • несоответствие данных, указанных в форме ПУ-2, сведениям, указанным в приказах о приеме на работу и (или) увольнении с работы;
  • необоснованно представлены сведения о приеме и увольнении при заключении договоров гражданско-правового характера;
  • не представлены сведения о приеме и увольнении с работы в случае, когда перерыв в работе составлял 1-2 дня.

Нарушен п. 10 Инструкции о порядке заполнения форм документов персонифицированного учета, утвержденной постановлением правления Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 19.06.2014 № 7 (далее – Инструкция о порядке заполнения форм ДПУ);

По форме ПУ-3:

  • непредставление и (или) представление с нарушением установленного срока индивидуальных сведений по форме ПУ-3 (далее – форма ПУ-3).

Нарушен пункт 16 Правил индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в системе государственного социального страхования, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 08.07.1997 № 837 (далее – Правила);

  • суммы оплаты трудовых и дополнительных отпусков, пособий по временной нетрудоспособности отражались не в месяцах, за которые они начислены; суммы премий отражались не в месяце, в котором они начислены, суммы заработной платы, отраженные на лицевых счетах застрахованных лиц, не соответствуют суммам, указанным в расчетных листках (ведомостях);
  • в форме ПУ-3 отражались выплаты, на которые не начисляются обязательные страховые взносы;
  • в форме ПУ-3 указывались суммы пособий по уходу за ребенком в возрасте до трех лет, пособий в связи с рождением ребенка, пособий женщинам, ставшим на учет в государственных организациях здравоохранения до 12-ти недельного срока беременности

Нарушен пункт 16 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

  • по застрахованным лицам, работавшим в течение отчетного периода (года) по трудовому договору и гражданско-правовому договору, форма ПУ-3 не заполнена отдельно по каждому виду договора, а заполнена одна форма;
  • одна форма ПУ-3 заполнена по застрахованному лицу, выполнявшему работы по нескольким гражданско-правовым договорам в одном отчетном периоде (год).

Нарушен пункт 18 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

  • в разделе 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 неверно отражались периоды нахождения в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет по коду вида деятельности «ДЕТИ», периоды выполнения работ по коду вида деятельности «ДОГОВОР»;
  • при заполнении раздела 2 «Дополнительные сведения о стаже» формы ПУ-3 по коду «ВЗНОСЫВРЕМ» из периода уплаты взносов не исключались дни прогулов и социальных отпусков без сохранения заработной платы.

Нарушен пункт 19 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

  • не представлена форма ПУ-3 на застрахованных лиц, получающих пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве, вид деятельности «СТРАХСЛУЧ».

Нарушен пункт 20 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ.

По форме ПУ-6:

  • в форме ПУ-6 отражались выплаты, на которые не начисляются взносы на профессиональное пенсионное страхование.

Нарушен пункт 28 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

  • некорректно отражались в разделе 2 «Сведения о работе с особыми условиями труда» формы ПУ-6 периоды занятости в особых условиях труда (в периоды работы с особыми условиями труда включены выходные дни, следовавшие за днями, когда работник не работал в особых условиях труда либо находился на больничном листе; периоды занятости в особых условиях труда указаны не в соответствии с занятостью на рабочем месте, которая подтверждается табелем учета рабочего времени; в периоды работы с особыми условиями труда включены дни, когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня);
  • из периодов работы с особыми условиями труда необоснованно исключались периоды очередных отпусков, которые следовали непосредственно после работы в особых условиях труда, праздничные и выходные дни, следовавшие за периодом (днем), в котором работник был занят на работе в особых условиях труда.

Нарушен пункт 30 Инструкции о порядке заполнения форм ДПУ;

В нарушение Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования» (далее – Положение № 1490) в период работы с особыми условиями труда необоснованно включены периоды работы трактористов-машинистов, прикрепленных к молочно-товарному комплексу.

Нарушен подпункт 8.1.1 пункта 8 Положения №1490.

Также плательщиками нарушались сроки представления документов персонифицированного учёта, установленные Правилами.

За непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин.

Правильность заполнения и своевременности представления отчетности

В отчетах формы 4-фонд «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее – отчет формы 4-фонд):

  • недостоверно отражены начисленные обязательные страховые взносы.

Нарушен пункт 9 Указаний по заполнению формы ведомственной отчетности «Отчет о средствах бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь», утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 30.11.2017 № 152 (далее – Указания по заполнению);

  • в отчетах формы 4-фонд данные о произведенных плательщиком расходах за счет средств бюджета фонда, отражаемых по строке 16 отчета, не соответствуют данным бухгалтерского учета.

Нарушен 16 Указаний по заполнению;

  • в отчетах формы 4-фонд суммы задолженности плательщика Фонду не соответствовали данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Нарушен пункт 21 Указаний по заполнению;

  • недостоверно отражено количество дней временной нетрудоспособности, за которые начислены пособия.

Нарушен пункт 23 Указаний по заполнению;

  • не отражены в отчете формы 4-фонд данные о пособиях по временной нетрудоспособности в случаях ухода за больным членом семьи.

Нарушен пункт 24 Указаний по заполнению;

  • по строке 33 отчета формы 4-фонд завышена сумма пособия на погребение.

Нарушен пункт 28 Указаний по заполнению;

  • по строке 39 отчета формы 4-фонд завышена сумма оплаты свободного дня матери (отцу), воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет – включены суммы оплаты свободного дня в неделю за счет средств организации.

Нарушен пункт 30 Указаний по заполнению.

Непредставление должностным или иным уполномоченным лицом или индивидуальным предпринимателем в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов в случаях, когда обязанность их представления предусмотрена законодательными актами, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 23.16 КоАП в виде предупреждения или штрафа в размере до двадцати базовых величин.

По информации официального сайта Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос