Бюджет
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Правильно заполняем налоговые декларации
Опубликовано: 04.07.2017 11:00 - 1612 просмотров

Каждый раз при получении налоговых деклараций налоговыми органами проводится камеральная проверка своевременности и полноты представления налоговых деклараций, а также правильности их оформления. Специального решения руководителя налогового органа (предписания) для проведения камеральной проверки не требуется (п. 1 ст. 70 НК). Рассмотрим некоторые ошибки при заполнении налоговых деклараций (расчетов), выявляемые при проведении камерального контроля налоговыми органами у бюджетных организаций.

Налог на недвижимость

  1. При проверке деклараций по налогу на недвижимость неправильно указываются льготы. В ряде случаев в сведениях о размере и составе используемых льгот указывается п. 4 части шестой ст. 43 НК (льготы по налогам, полностью зачисляемым в местные бюджеты).

Согласно п. 4 части шестой ст. 43 НК местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК и (или) иными законами.

Данная норма Общей части НК не содержит конкретных льгот, а требует отсылок на законодательные акты местных Советов депутатов, в соответствии с которыми плательщики пользуются правом на льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу.

  1. Бюджетные организации, не признающиеся плательщиками налога на недвижимость и земельного налога, ошибочно указывают льготы в соответствии с подп. 1.1 ст. 186 НК.

Согласно подп. 1.1 ст. 186 НК освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части:

  • государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);
  • классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения;
  • включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;
  • организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.

Бюджетные организации, не сдающие в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не должны представлять в налоговый орган декларацию по налогу на недвижимость и сведения о размере и составе используемых льгот.

Бюджетные организации не признаются плательщиками при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест:

  • бюджетным организациям;
  • организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
  • организациям и ИП для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;
  • организациям и ИП для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
  • дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
  • специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
  • научным организациям;
  • центрам трансфера технологий;
  • организациям культуры (п. 3 ст. 184 НК).

Налог на прибыль

При проверках деклараций по налогу на прибыль выявляются ошибки: неправильно применены льготы по налогу на прибыль отелами образования, спорта и туризма, детско-юношескими спортивными школами райисполкомов в соответствии с подп. 1.135 ст. 140 НК.

От налога на прибыль освобождается прибыль учреждений образования от приносящей доходы деятельности (подп. 1.135 ст. 140 НК).

Таким образом, названную льготу могут применить только организации, являющиеся учреждениями образования.

В соответствии со ст. 19 Кодекса об образовании к учреждениям образования относятся:

  • учреждения дошкольного образования; учреждения общего среднего образования; учреждения профессионально-технического образования; учреждения среднего специального образования; учреждения высшего образования; учреждения специального образования;
  • учреждения дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования взрослых; воспитательно-оздоровительные учреждения образования; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения.

В соответствии с п. 11 ст. 330 НК местные исполнительные органы и их структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК, в отношении получаемых ими средств, в т.ч. в иностранной валюте, при условии полного перечисления этих средств в бюджет, если иное не установлено законодательными актами.

В связи с тем, что отделы образования являются структурными подразделениями местных исполкомов, они имеют право воспользоваться льготой, установленной в п. 11 ст. 330 НК, в отношении получаемых ими средств, в т.ч. в иностранной валюте, при условии полного перечисления этих средств в бюджет.

Налоговая декларация (расчет) не представляется плательщиками, указанными в п. 11 ст. 330 НК, в части деятельности при соблюдении условий освобождения от налогов, сборов (пошлин), указанных в п. 11 ст. 330 НК (п. 2 ст. 63 НК).

Глеб Москвин, экономист

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос