Каждый раз при получении налоговых деклараций налоговыми органами проводится камеральная проверка своевременности и полноты представления налоговых деклараций, а также правильности их оформления. Специального решения руководителя налогового органа (предписания) для проведения камеральной проверки не требуется (п. 1 ст. 70 НК). Рассмотрим некоторые ошибки при заполнении налоговых деклараций (расчетов), выявляемые при проведении камерального контроля налоговыми органами у бюджетных организаций.
Налог на недвижимость
- При проверке деклараций по налогу на недвижимость неправильно указываются льготы. В ряде случаев в сведениях о размере и составе используемых льгот указывается п. 4 части шестой ст. 43 НК (льготы по налогам, полностью зачисляемым в местные бюджеты).
Согласно п. 4 части шестой ст. 43 НК местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе предоставлять льготы по республиканским налогам, сборам (пошлинам), полностью уплачиваемым в местные бюджеты отдельным категориям плательщиков в порядке и на условиях, определяемых Президентом Республики Беларусь, НК и (или) иными законами.
Данная норма Общей части НК не содержит конкретных льгот, а требует отсылок на законодательные акты местных Советов депутатов, в соответствии с которыми плательщики пользуются правом на льготы по налогу на недвижимость и земельному налогу.
- Бюджетные организации, не признающиеся плательщиками налога на недвижимость и земельного налога, ошибочно указывают льготы в соответствии с подп. 1.1 ст. 186 НК.
Согласно подп. 1.1 ст. 186 НК освобождаются от налога на недвижимость капитальные строения (здания, сооружения), их части:
- государственного жилищного фонда и жилищного фонда организаций негосударственной формы собственности (за исключением находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении организаций одноквартирных жилых домов, жилых помещений в многоквартирных и (или) блокированных жилых домах, не используемых для проживания физическими лицами);
- классифицируемые в соответствии с законодательством как здания для целей определения нормативных сроков службы основных средств и используемые в сферах образования и здравоохранения;
- включенные в реестр физкультурно-спортивных сооружений;
- организаций культуры, санаторно-курортных и оздоровительных организаций.
Бюджетные организации, не сдающие в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальные строения (здания, сооружения), их части, машино-места, не должны представлять в налоговый орган декларацию по налогу на недвижимость и сведения о размере и составе используемых льгот.
Бюджетные организации не признаются плательщиками при сдаче в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест:
- бюджетным организациям;
- организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
- организациям и ИП для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;
- организациям и ИП для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
- дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
- специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
- научным организациям;
- центрам трансфера технологий;
- организациям культуры (п. 3 ст. 184 НК).
Налог на прибыль
При проверках деклараций по налогу на прибыль выявляются ошибки: неправильно применены льготы по налогу на прибыль отелами образования, спорта и туризма, детско-юношескими спортивными школами райисполкомов в соответствии с подп. 1.135 ст. 140 НК.
Таким образом, названную льготу могут применить только организации, являющиеся учреждениями образования.
В соответствии со ст. 19 Кодекса об образовании к учреждениям образования относятся:
- учреждения дошкольного образования; учреждения общего среднего образования; учреждения профессионально-технического образования; учреждения среднего специального образования; учреждения высшего образования; учреждения специального образования;
- учреждения дополнительного образования детей и молодежи; учреждения дополнительного образования взрослых; воспитательно-оздоровительные учреждения образования; социально-педагогические учреждения; специальные учебно-воспитательные учреждения; специальные лечебно-воспитательные учреждения.
В соответствии с п. 11 ст. 330 НК местные исполнительные органы и их структурные подразделения освобождаются от налогов, сборов (пошлин), установленных НК, в отношении получаемых ими средств, в т.ч. в иностранной валюте, при условии полного перечисления этих средств в бюджет, если иное не установлено законодательными актами.
В связи с тем, что отделы образования являются структурными подразделениями местных исполкомов, они имеют право воспользоваться льготой, установленной в п. 11 ст. 330 НК, в отношении получаемых ими средств, в т.ч. в иностранной валюте, при условии полного перечисления этих средств в бюджет.
Глеб Москвин, экономист