В связи с поступающими вопросами осуществления деятельности, связанной с автомобильными перевозками, возможности наличия и использования в рамках действующего законодательства транспортных средств Центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций (далее – Центры), Министерство финансов разъясняет (письмо Минфина от 01.07.2020 № 4-18/21 «О транспортных средствах»).
Содержание легкового автотранспорта в Республике Беларусь регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:
- постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» (далее - постановление № 776);
- постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1398 «Об утверждении перечня специальных легковых автомобилей» (далее - постановление № 1398).
Постановлением № 776 даны определения терминам:
- легковой автомобиль - пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя;
- служебный легковой автомобиль - легковой автомобиль, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в том числе для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица;
- специальный легковой автомобиль - легковой автомобиль, предназначенный для выполнения возложенных на юридическое лицо задач и функций, укомплектованный специальным технологическим оборудованием и (или) имеющий специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения.
По согласованию с Министерством финансов облисполкомами и Минским горисполкомом для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии из местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утверждаются нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями (подпункт 1.2.4. пункта 1 постановления № 776).
Пунктом 2 указанного постановления облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовано установить:
- лимит количества служебных легковых автомобилей для городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, Советов депутатов (за исключением областных и Минского городского Советов депутатов);
- табель положенности специальных легковых автомобилей для находящихся в подчинении местных исполнительных и распорядительных органов бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии из местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – табель положенности).
Табель положенности специальных легковых автомобилей – перечень организаций, имеющих в своем распоряжении специальные легковые автомобили, с указанием их наименования, количества и лимита пробега (подпункт 1.1. пункта 1постановления № 776).
Деятельность Центров регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций», согласно которому исполнительные комитеты областного и базового территориальных уровней имеют право создавать государственные учреждения (Центры) для обеспечения деятельности отдельных бюджетных организации (подпункт 1.1. пункта 1).
Таким образом, исходя из статуса Центров, законодательно закреплена возможность наличия в них специальных легковых автомобилей. Служебные автомобили в Центрах не предусмотрены.
Закрепление специальных легковых автомобилей за Центрами начинается с утверждения облисполкомами и Минским горисполкомом согласованных с Министерством финансов нормативов обеспеченности специальными легковыми автомобилями, разработанных на основании соответствующих расчетов и обоснования, исходя из экономической целесообразности и необходимости рационального использования бюджетных средств.
В целях применения единых подходов Министерство финансов предлагает облисполкомам, Минскому горисполкому дополнить и утвердить:
- нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями позицией «Другая общехозяйственная деятельность», предусмотрев для Центров специальные легковые автомобили (при возможности с наименованиями «Учебно-методическая», «Спортивная», «Культурно-просветительская»);
- табель положенности специальных легковых автомобилей специальными легковыми автомобилями в разрезе Центров.
При этом данные автомобили должны использоваться только после принятия вышеуказанных решений и строго в соответствии с их функциональным назначением, определенным постановлением № 1398.
Оснований для использования специального легкового автомобиля Центра в качестве служебного легкового автомобиля не имеется.
Профессия «водитель автомобиля» вводится в штатное расписание Центра из расчета 1,0 штатной единицы на каждое эксплуатируемое транспортное средство (пункт 27 приложения 1 «Нормативы численности работников Центров», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 948 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475»).
Расходы на содержание эксплуатируемых Центром транспортных средств, включая расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, за проезд по платным дорогам, а также расходы на оплату труда водителя, осуществляются за счет бюджетной сметы Центра.
При этом отмечаем, что разъяснения Министерства финансов в части использования легкового транспорта Центрами, направленные письмами от 28 февраля 2020 г. № 6-2-11/3326 «О ходе реализации Указа № 475» и от 29 апреля 2020 г. № 6-2-11/50 «Об организации деятельности Центров», соответствуют вышеуказанным подходам.
Учитывая изложенное, облисполкомам и Минскому горисполкому следует в максимально короткие сроки внести изменения в нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями и направить их на согласование в Министерство финансов, с последующим утверждением в установленном порядке табеля положенности специальных легковых автомобилей.
По информации официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь