Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
О транспортных средствах
Опубликовано: 07.07.2020 11:41 - 7333 просмотра

В связи с поступающими вопросами осуществления деятельности, связанной с автомобильными перевозками, возможности наличия и использования в рамках действующего законодательства транспортных средств Центрами по обеспечению деятельности бюджетных организаций (далее – Центры), Министерство финансов разъясняет (письмо Минфина от 01.07.2020 № 4-18/21 «О транспортных средствах»).

Содержание легкового автотранспорта в Республике Беларусь регламентируется следующими основными нормативными правовыми актами:

  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 августа 2012 г. № 776 «Об упорядочении использования служебных и специальных легковых автомобилей» (далее - постановление № 776);
  • постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 сентября 2001 г. № 1398 «Об утверждении перечня специальных легковых автомобилей» (далее - постановление № 1398).

Постановлением № 776 даны определения терминам:

  • легковой автомобиль - пассажирский автомобиль с числом мест для сидения не более девяти, включая место водителя;
  • служебный легковой автомобиль - легковой автомобиль, предназначенный для обеспечения деятельности юридического лица, в том числе для служебных поездок руководителя (его заместителей) и других работников юридического лица;
  • специальный легковой автомобиль - легковой автомобиль, предназначенный для выполнения возложенных на юридическое лицо задач и функций, укомплектованный специальным технологическим оборудованием и (или) имеющий специальные световые и (или) звуковые сигналы, надписи и (или) цветографическую окраску, а также легковые автомобили оперативного назначения.

По согласованию с Министерством финансов облисполкомами и Минским горисполкомом для бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии из местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утверждаются нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями (подпункт 1.2.4. пункта 1 постановления № 776).

Справочно
 Норматив обеспеченности специальными легковыми автомобилями – расчетная величина, в соответствии с которой устанавливается возможное количество специальных легковых автомобилей для организации.

Пунктом 2 указанного постановления облисполкомам и Минскому горисполкому рекомендовано установить:

  • лимит количества служебных легковых автомобилей для городских (городов областного подчинения), районных исполнительных комитетов, городских (городов районного подчинения), поселковых и сельских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах, Советов депутатов (за исключением областных и Минского городского Советов депутатов);
  • табель положенности специальных легковых автомобилей для находящихся в подчинении местных исполнительных и распорядительных органов бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии из местных бюджетов, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций (далее – табель положенности).
Справочно
 Лимит количества служебных легковых автомобилей - установленное предельное количество служебных легковых автомобилей.

Табель положенности специальных легковых автомобилей – перечень организаций, имеющих в своем распоряжении специальные легковые автомобили, с указанием их наименования, количества и лимита пробега (подпункт 1.1. пункта 1постановления № 776).

Деятельность Центров регулируется Указом Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475 «Об обеспечении деятельности бюджетных организаций», согласно которому исполнительные комитеты областного и базового территориальных уровней имеют право создавать государственные учреждения (Центры) для обеспечения деятельности отдельных бюджетных организации (подпункт 1.1. пункта 1).

Таким образом, исходя из статуса Центров, законодательно закреплена возможность наличия в них специальных легковых автомобилей. Служебные автомобили в Центрах не предусмотрены.

Закрепление специальных легковых автомобилей за Центрами начинается с утверждения облисполкомами и Минским горисполкомом согласованных с Министерством финансов нормативов обеспеченности специальными легковыми автомобилями, разработанных на основании соответствующих расчетов и обоснования, исходя из экономической целесообразности и необходимости рационального использования бюджетных средств.

В целях применения единых подходов Министерство финансов предлагает облисполкомам, Минскому горисполкому дополнить и утвердить:

  • нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями позицией «Другая общехозяйственная деятельность», предусмотрев для Центров специальные легковые автомобили (при возможности с наименованиями «Учебно-методическая», «Спортивная», «Культурно-просветительская»);
  • табель положенности специальных легковых автомобилей специальными легковыми автомобилями в разрезе Центров.

При этом данные автомобили должны использоваться только после принятия вышеуказанных решений и строго в соответствии с их функциональным назначением, определенным постановлением № 1398.

Оснований для использования специального легкового автомобиля Центра в качестве служебного легкового автомобиля не имеется.

Справочно
Определенный пунктом 2 постановления № 776 порядок закрепления служебных легковых автомобилей не предусматривает наличия указанного транспорта в Центре исходя из его статуса.

Профессия «водитель автомобиля» вводится в штатное расписание Центра из расчета 1,0 штатной единицы на каждое эксплуатируемое транспортное средство (пункт 27 приложения 1 «Нормативы численности работников Центров», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 декабря 2019 г. № 948 «О реализации Указа Президента Республики Беларусь от 23 декабря 2019 г. № 475»).

Расходы на содержание эксплуатируемых Центром транспортных средств, включая расходы на приобретение горюче-смазочных материалов, за проезд по платным дорогам, а также расходы на оплату труда водителя, осуществляются за счет бюджетной сметы Центра.

При этом отмечаем, что разъяснения Министерства финансов в части использования легкового транспорта Центрами, направленные письмами от 28 февраля 2020 г. № 6-2-11/3326 «О ходе реализации Указа № 475» и от 29 апреля 2020 г. № 6-2-11/50 «Об организации деятельности Центров», соответствуют вышеуказанным подходам.

Учитывая изложенное, облисполкомам и Минскому горисполкому следует в максимально короткие сроки внести изменения в нормативы обеспеченности специальными легковыми автомобилями и направить их на согласование в Министерство финансов, с последующим утверждением в установленном порядке табеля положенности специальных легковых автомобилей.

По информации официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос