Бюджет
Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Разъяснения по постановлению Минфина от 31.07.2020 № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов»
5.0
Опубликовано: 15.12.2020 10:52 - 5229 просмотров

Вопрос 1:

Необходимо ли проводить инвентаризацию драгметаллов, находящихся в приобретенном оборудовании, когда их учет согласно законодательству не ведется:

1) в случае нецелесообразности их извлечения (часть вторая п. 72-1 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34);

2) в электрическом и электронном оборудовании при условии его сдачи переработчику в полной комплектности (часть вторая п.72-2 названной Инструкции).

 

Разъяснения Минфина:

Порядок учета драгоценных металлов и драгоценных камней установлен Инструкцией о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28, далее – Инструкция).

Согласно Инструкции юридические лица и индивидуальные предприниматели (далее - организации), осуществляющие деятельность, связанную с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях при их производстве, использовании и (или) обращении, эксплуатирующих изделия, оборудование, приборы и иные средства, их содержащие, обязаны вести оперативный и бухгалтерский учет драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах и состояниях, а также в ломе и отходах.

В соответствии с нормами Инструкции методы определения содержания драгоценных металлов, входящих в состав оборудования, приборов, инструментов, покупных комплектующих изделий и иных средств, устанавливаются на основании решения руководителя организации.

Драгоценные металлы учитываются по первоначальному их содержанию, указанному в паспортах, технических условиях, формулярах, этикетках, других документах, либо по данным, определенным на основании химических анализов или комиссией из числа компетентных в данных вопросах работников организации.

Согласно части четвертой пункта 34 Инструкции организация вправе определить содержание драгоценных металлов, входящих в состав оборудования после их списания. При этом в учетных документах учиняется запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее – упрощенная система учета).

Инвентаризация драгоценных металлов, драгоценных камней, лома и отходов проводится в соответствии с главой 5 Инструкции.

Не производится учет драгоценных металлов в ломе и отходах изделий, не используемых главным образом для извлечения драгоценных металлов и включенных в перечень комплектующих, узлов и деталей оборудования, приборов и иных изделий, из которых извлечение драгоценных металлов экономически нецелесообразно (абзац второй пункта 72-1 Инструкции). Соответственно, инвентаризация указанных драгоценных металлов не проводится.

Пунктом 72-2 Инструкции предусмотрена возможность передачи организацией переработчику списанного электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгоценных металлов.

В данном случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов осуществляет переработчик. При этом переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов), если иное не установлено договором.

Принятие данной нормы не отменяет требования к организациям осуществлять обязательный учет драгоценных металлов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику) в соответствии с нормами пункта 34 Инструкции.

Исходя из изложенного, передача переработчику ЭЭО после его списания, в соответствии с пунктом 72-2 Инструкции, возможна, если в отношении драгоценных металлов, содержащихся в таком ЭЭО, применялась упрощенная система учета.

До момента передачи такого ЭЭО в полной комплектности переработчику организациям необходимо соблюдать требования законодательства по его учету, инвентаризации и хранению.

 

Вопрос 2:

Просим разъяснить порядок бухгалтерского учета сделки по передаче Поставщиком списанного электронного оборудования, содержащего драгметаллы, переработчику. В постановлении Министерства финансов № 28 от 31.07.2020 г. приведен следующий пункт – «поставщики могут не производить переработчикам оплату расходов за переработку указанного оборудования; переработчики могут не производить оплату поставщикам за извлеченные из указанного оборудования драгоценные металлы.» Данный пункт постановления был согласован с переработчиком как одно из условий договора. Приемка списанного электронного оборудования Переработчиком оформляется товарно-транспортной накладной и актом приема-передачи.

Как при этом Поставщику списанного оборудования определить стоимость услуг переработчика по разборке и переработке списанного оборудования, если Стороны при этом договорились о возможности не производить оплату услуг переработки и стоимости извлеченных драгметаллов и в договоре отсутствует документ, подтверждающий такую стоимость.

Какой первичный документ будет являться при этом основанием для проведения услуги по переработке в учете? Означает ли условие о «неоплате услуг по переработке оборудования и неоплате стоимости извлеченных драгметаллов» - достаточным условием чтобы не отражать стоимость таких услуг по переработке в затратах организации и величину доходов от извлечения драгметаллов в доходах организации?

 

Разъяснения Минфина:

 

Согласно пункту 27-1 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.03.2004 № 59 «О порядке расчетов за поставки драгоценных металлов в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28) в случае сдачи переработчику списанного электрического и электронного оборудования в полной комплектности, в соответствии с условиями договора:

  • поставщики могут не производить переработчикам оплату расходов за переработку указанного оборудования;
  • переработчики могут не производить оплату поставщикам за извлеченные из указанного оборудования драгоценные металлы.

Таким образом, если договором между Обществом и переработчиком предусмотрены указанные нормы, то переработчик не представляет Обществу документы на оплату стоимости расходов по переработке.

Переработчик также не представляет Обществу акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов) согласно абзацу второму пункта 72-2 Инструкции о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34 (в редакции постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 № 28).

С учетом изложенного, Общество: не принимает к учету драгоценные металлы, содержащиеся в изъятых переработчиком деталях, узлах и комплектующих изделиях; не производит оплату переработчикам за демонтаж списанного оборудования и его переработку с целью извлечения драгоценных металлов; не осуществляет принятие к учету изъятых лома и отходов драгоценных металлов, а также содержащихся в них драгоценных металлов.

Изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из списанного оборудования, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов, осуществляет переработчик.

В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон № 57-З) принцип правдивости означает, что активы, обязательства, собственный капитал, доходы, расходы организации отражаются в бухгалтерском учете и отчетности при выполнении условий признания их таковыми, установленных законодательством Республики Беларусь о бухгалтерском учете и отчетности.

Согласно пункту 1 статьи 10 Закона № 57-З каждая хозяйственная операция подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичные учетные документы, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь, должны содержать сведения, установленные пунктом 2 статьи 10 Закона № 57-З.

В ситуации, изложенной в обращении, оказанные услуги по извлечению из оборудования драгоценных металлов и по переработке оборудования не отражаются в бухгалтерском учете в связи с отсутствием их стоимостной оценки согласно договору.

 

Вопрос 3:

Предприятие, в связи со вступлением в силу 08.10.2020 постановления Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 №28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» перешло на упрощенный учет драгоценных металлов в образовавшихся отходах электрического и электронного оборудования (далее ЭЭО) из группы 7 перечня товаров, на которые распространяются требования Указа Президента Республики Беларусь от 17.01.2020 №16. Однако на предприятии кроме ЭЭО имеется и иное имущество, которое при списании образует лом, содержащий драгоценные металлы, например (тахеометры, дальномеры лазерные и др.).

До 08.10.2020 предприятие учитывало количество драгоценных металлов в эксплуатируемом имуществе, а при списании имущества - приходовало на баланс лом, содержащий драгоценные металлы, по массе золота, серебра, платины, платиновой группы и их стоимости, в рублях.

Имеет ли право предприятие с 08.10.2020 применить упрощенный учет драгоценных металлов по постановлению Министерства финансов Республики Беларусь от 31.07.2020 №28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» по всему имуществу предприятия, содержащему драгоценные металлы: при эксплуатации всего имущества не учитывать находящиеся в них драгоценные металлы в количественном выражении и не приходовать в бухгалтерском учете лом, содержащий

 

Разъяснения Минфина:

Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 июля 2020 г. № 28 «О совершенствовании работы с ломом и отходами драгоценных металлов» Инструкция о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15 марта 2004 г. № 34 (далее - Инструкция), дополнена пунктом 72-2, предусматривающим возможность передачи субъектом хозяйствования переработчику списанного электрического и электронного оборудования (далее – ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгоценных металлов и без указания в сопроводительных документах массы содержащихся в нем драгоценных металлов.

В данном случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгоценных металлов осуществляет переработчик. При этом переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов), если иное не установлено договором.

Принятие данной нормы не отменяет требования к субъектам хозяйствования осуществлять обязательный учет драгоценных металлов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику) в соответствии с нормами пункта 34 Инструкции.

Исходя из изложенного, передача переработчику ЭЭО после его списания, в соответствии с пунктом 72-2 Инструкции, возможна, если в отношении драгоценных металлов, содержащихся в таком ЭЭО, применялся учет с учинением записи «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания» (далее – упрощенная система учета) в соответствии с частью четвертой пункта 34 Инструкции.

До момента передачи такого ЭЭО переработчику субъектам хозяйствования необходимо соблюдать требования законодательства по его учету, инвентаризации и хранению.

В этой связи, предприятие имеет право применять упрощенную систему учета драгоценных металлов, находящихся в оборудовании, приборах, инструментах, покупных комплектующих изделиях и иных средствах, а также в ломе и отходах драгоценных металлов, образовавшихся в результате демонтажа такого имущества (часть четвертая пункта 34, часть первая пункта 70 Инструкции). Вместе с тем, нормы пункта 72-2 Инструкции применяются только в отношении списанного ЭЭО в полной комплектности.

По информации официального сайта Министерства финансов Республики Беларусь

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос