Налог на недвижимость рассчитывается на год. При этом на практике возникают случаи, когда необходимо корректировать налог на недвижимость в течение года. В каких случаях бюджетные организации должны делать перерасчет налога на недвижимость и каков порядок его проведения? Ответы на эти вопросы – в статье.
Вопрос: В каких случаях у бюджетной организации, применяющей общий порядок налогообложения, может возникнуть необходимость пересчета годовой суммы налога на недвижимость?
Ответ: В случаях сдачи в аренду и прекращения аренды в течение календарного года.
Бюджетные организации приобретают статус плательщика налога на недвижимость только в случаях сдачи в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование (далее – сдача в аренду) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест (далее – капитальные строения) (п. 3 ст. 184 НК).
Исключение составляют бюджетные организации, которые не исчисляют и не уплачивают налог на недвижимость при сдаче в аренду капитальных строений организациям, перечисленным в п. 3 ст. 184 НК, а именно:
- бюджетным организациям;
- организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
- организациям и ИП для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;
- организациям и ИП для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
- дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
- специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
- научным организациям;
- центрам трансфера технологий;
- организациям культуры.
В случаях сдачи в аренду (прекращения аренды) в течение календарного года исчисление и уплата налога на недвижимость по капитальным строениям начинается (прекращается) с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место приобретение (утрата) статуса плательщика налога на недвижимость (п. 7 ст. 189 НК).
Таким образом, бюджетная организация, применяющая общий порядок налогообложения, в случаях сдачи в аренду и прекращения аренды в течение календарного года, т.е. после 1 января, за исключением сдачи в аренду организациям, перечисленным в п. 3 ст. 184 НК, должна корректировать налог на недвижимость.
Бюджетная организация применяет общий порядок налогообложения. На праве оперативного управления у бюджетной организации находится здание. В мае 2017 г. бюджетная организация передала в аренду банку помещение.
Вопрос: Каков порядок пересчета годовой суммы налога на недвижимость?
Ответ: Исходя из стоимости помещения, сданного в аренду, на 1 июля 2017 г. и ставки налога, равной 0,5 %.
При признании бюджетной организации плательщиком налога на недвижимость в течение календарного года годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости или стоимости, отраженной в бухгалтерском учете, на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое признание, и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года (п. 7 ст. 189 НК).
В рассматриваемом вопросе бюджетная организация признается плательщиком налога на недвижимость в части переданного в аренду банку помещения в II квартале 2017 г., соответственно, исчисление налога производится исходя из стоимости на 1 июля 2017 г. и ставки налога 0,5 % (за III–IV кварталы 2017 г.).
Вопрос: В каких случаях у бюджетной организации, применяющей УСН, может возникнуть необходимость пересчета годовой суммы налога на недвижимость?
Ответ: В случаях сдачи в аренду и прекращения аренды в течение календарного года, т.е. как и при общем порядке налогообложения.
Бюджетные организации, применяющие УСН, исчисляют и уплачивают налог на недвижимость в общеустановленном порядке (подп. 3.13 ст. 286 НК).
Исходя из этого, как и при применении общего порядка налогообложения, при применении УСН у бюджетной организации возникает необходимость пересчета годовой суммы налога на недвижимость в случаях сдачи в аренду и прекращения аренды в течение календарного года, за исключением сдачи в аренду организациям, перечисленным в п. 3 ст. 184 НК.
Бюджетная организация, применяющая УСН, с 1 июля 2017 г. отказывается от применения УСН и переходит на общий порядок налогообложения.
Вопрос: Следует ли пересчитывать налог на недвижимость за 2017 г. в связи с изменением режима налогообложения?
Ответ: Нет, не следует.
Так как для бюджетных организаций порядок исчисления и уплаты налога на недвижимость одинаков как при применении УСН, так и общего порядка налогообложения, пересчитывать налог на недвижимость за 2017 г. в связи с изменением режима налогообложения не требуется.
Бюджетная организация применяет общий порядок налогообложения. На праве оперативного управления у бюджетной организации находится здание. В мае 2017 г. бюджетная организация передала в аренду банку помещение.
Вопрос: В какой срок следует представить в налоговый орган уточненную декларацию по налогу на недвижимость и уплатить налог на недвижимость по сданному в аренду банку помещению?
Ответ: Бюджетные организации представляют декларацию по налогу на недвижимость в части капитальных строений, переданных в аренду после 1 января текущего года, не позднее 20-го числа третьего месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имела место такая аренда (п. 10 ст. 189 НК).
Уплата налога производится не позднее 22-го числа третьего месяца за каждый соответствующий квартал (п. 11 ст. 189 НК).
В рассматриваемой случае бюджетная организация должна представить уточненную декларацию по налогу на недвижимость не позднее 20 сентября 2017 г., а уплатить налог не позднее 22 сентября и 22 декабря 2017 г. за III и IV кварталы соответственно.
Бюджетной организации передано в оперативное управление здание в июне 2017 г.
Вопрос: Необходимо ли пересчитывать налог на недвижимость за 2017 г. в связи с приобретением здания?
Ответ: Такой необходимости нет.
Так как бюджетные организации приобретают статус плательщика налога на недвижимость только в случаях сдачи в аренду капитальных строений, получение здания в оперативное управление не влечет за собой необходимость расчета по нему налога на недвижимость.
Бюджетная организация построила и ввела в эксплуатацию здание в марте 2017 г. В июне 2017 г. бюджетная организация передала в аренду банку помещение в этом здании. Согласно подп. 1.11 ст. 186 НК освобождаются от налога на недвижимость впервые введенные в действие капитальные строения организаций в течение одного года с даты их приемки в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством.
Вопрос: Можно ли применить указанную льготу по сданному в аренду помещению или по нему следует исчислить налог на недвижимость?
Ответ: Льгота не применяется, необходимо исчислить налог на недвижимость.
Пунктом 2 ст. 186 НК установлено, что при сдаче организациями в аренду капитальных строений, освобожденных от налога на недвижимость, такие капитальные строения подлежат налогообложению налогом на недвижимость в общем порядке.
Исключение составляет сдача в аренду капитальных строений организациям, перечисленным в этом пункте, а именно:
- бюджетным организациям;
- организациям, осуществляющим социально-культурную деятельность и получающим субсидии из бюджета;
- учреждениями образования потребительской кооперации – организациям и ИП для организации питания воспитанников, учащихся и студентов в учреждениях образования;
- учреждениями образования, финансируемыми из бюджета, – организациям и ИП для организации образовательного процесса при реализации образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи, а также для подготовки детей в специализированных учебно-спортивных учреждениях;
- Нацбанком и его структурными подразделениями, коллегиями адвокатов;
- дипломатическим представительствам и консульским учреждениям;
- специализированным учебно-спортивным учреждениям профсоюзов, финансируемым за счет средств государственного социального страхования;
- научным организациям;
- центрам трансфера технологий;
- научно-технологическими парками – их резидентам;
- организациям культуры.
Следовательно, по сданному в аренду помещению льгота не применяется, и по нему следует исчислить налог на недвижимость.
Бюджетная организация применяет общий порядок налогообложения. На праве оперативного управления у бюджетной организации находится здание. В мае 2017 г. здание включено в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества.
Вопрос: Следует ли по указанному зданию исчислить налог на недвижимость?
Ответ: Нет, не следует.
Так как бюджетные организации приобретают статус плательщика налога на недвижимость только в случаях сдачи в аренду капитальных строений, включение здания в перечень неиспользуемого (неэффективно используемого) имущества не влечет за собой необходимость расчета по нему налога на недвижимость.
Надежда Новак, экономист