Бюджет
Затраты на техосмотр транспортных средств: учет в бюджетных организациях
Опубликовано: 20.02.2017 14:14
Обновлено: 20.02.2017 14:14

Почти в каждой бюджетной организации имеется служебный автомобиль. В некоторых организациях числится целый автопарк. Поэтому вопросы учета затрат на проведение государственного технического осмотра (далее – техосмотр) транспортных средств актуальны в любое время года. Тем более, что рассматриваемая процедура весьма затратная. При этом расходы бюджетная организация может осуществлять за счет как бюджетных, так и внебюджетных средств. О том, как учесть расходы на прохождение техосмотра в бюджетной организации, читайте в данной статье.

Проведение техосмотра

При проведении техосмотра осуществляется проверка технического состояния транспортных средств на соответствие требованиям технических нормативных правовых актов путем проведения контрольно-диагностических работ (часть первая п. 4 Положения о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденного постановлением Совмина от 30.04.2008 № 630 (далее – Положение № 630)).

Согласно п. 3 Положения № 630 техосмотр транспортных средств проводится независимо от места их государственной регистрации на диагностических станциях, имеющих разрешение на проведение техосмотра транспортных средств, выдаваемое Минтрансом, и соответствующих требованиям к диагностическим станциям, установленным указанным министерством по согласованию с ГАИ МВД и Госстандартом.

Перечень диагностических станций, которые получили разрешение Минтранса на проведение техосмотра в Республике Беларусь, приведен на сайте www.gto.by.

Для прохождения техосмотра работнику диагностической станции следует предъявить (п. 8 Положения № 630):

  • водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (далее – водительское удостоверение);
  • свидетельство о регистрации транспортного средства (далее – техпаспорт);
  • документ, подтверждающий внесение платы за проведение техосмотра.

Диагностические станции вправе самостоятельно формировать тарифы на услуги по проведению техосмотра, поэтому на различных станциях стоимость данных услуг может отличаться.

Оплату за проведение техосмотра можно произвести как заранее по безналичному расчету, так и на диагностической станции.

По результатам контрольно-диагностических работ диагностической станцией оформляется диагностическая карта транспортного средства в 3 экземплярах. Первый экземпляр данной карты выдается его владельцу и является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ, необходимых для проведения техосмотра (пп. 10, 11 Положения № 630).

Форма бланка диагностической карты транспортного средства установлена в приложении 1 к постановлению Минтранса от 01.09.2011 № 52 (далее – постановление № 52).

Периодичность проведения техосмотра

Периодичность проведения техосмотра определяется сроком действия разрешения и соответствующей отметкой в сертификате (п. 6 Положения № 630).

Например, разрешение выдается для легковых автомобилей, с года выпуска которых прошло (подп. 5.26 Единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совмина от 17.02.2012 № 156 (далее – перечень № 156)):

  • 10 и более лет (включая год выпуска) – на 1 год;
  • менее 10 лет (включая год выпуска) – на 2 года.

Пройти техосмотр необходимо до конца того месяца, который указан в разрешении и сертификате.

Следует отметить некоторые особенности прохождения техосмотра при приобретении автомобиля:

  • если автомобиль приобретен и соответственно зарегистрирован, независимо от того, сколько времени прошло после предыдущего техосмотра, в течение 10 дней с момента государственной регистрации он представляется на техосмотр (часть первая п. 7 Положения № 630);
  • если автомобиль приобретен и зарегистрирован, при этом с его года выпуска прошло не более 2 лет, включая год выпуска, техосмотр в отношении его не проводится. В данном случае организации необходимо в срок не позднее 10 дней после госрегистрации автомобиля обратиться за выдачей разрешения (часть вторая п. 7 Положения № 630).

Разрешение на участие в движении

Кроме прохождения самого техосмотра организации следует получить разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении (далее – разрешение), так как без этого отметка в документе (сертификате) о прохождении техосмотра транспортного средства (далее – сертификат) не проставляется и транспортное средство не является допущенным к участию в дорожном движении (п. 19 Положения № 630).

Государственная пошлина

До приезда на диагностическую станцию для прохождения техосмотра бюджетной организации следует уплатить государственную пошлину за получение разрешения (далее – госпошлина) (подп. 1.64 ст. 249 НК). Это можно сделать как безналичным перечислением, так и наличным расчетом в любом банке или отделении связи по месту прохождения техосмотра.

Госпошлина уплачивается плательщиком (иным обязанным лицом) по ставке и исходя из размера базовой величины, установленных на день его обращения за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам (п. 2 ст. 251 НК).

С 1 января 2017 г. размер базовой величины составляет 23,00 руб. (п. 1 постановления Совмина от 28.11.2016 № 974 "Об установлении размера базовой величины").

В п. 112 приложения 22 к НК установлены ставки госпошлины в базовых величинах: они зависят от категории плательщиков (физические лица или организации) и дифференцируются в зависимости от вида транспортного средства, а также в зависимости от разрешенной максимальной массы транспортного средства.

Ставки госпошлины, уплачиваемой юридическими лицами

Наименование документа и действий,

за которые взимается государственная пошлина

Ставки государственной пошлины

1

2

112. Выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении:

 

112.1. организациям за:

 

112.1.1. легковой автомобиль, имеющий разрешенную максимальную массу:

 

не более 1 тонны

7 базовых величин

более 1 тонны, но не более 2 тонн

9 базовых величин

более 2 тонн, но не более 3 тонн

11 базовых величин

более 3 тонн

14 базовых величин

112.1.2. прицеп, имеющий разрешенную максимальную массу:

 

не более 0,75 тонны

5 базовых величин

более 0,75 тонны

12 базовых величин

112.1.3. прицеп-дачу (караван)

5 базовых величин

112.1.4. грузовой автомобиль, автомобиль-тягач, грузопассажирский автомобиль, имеющие разрешенную максимальную массу:

 

не более 2,5 тонны

12 базовых величин

более 2,5 тонн, но не более 3,5 тонн

17 базовых величин

более 3,5 тонн, но не более 12 тонн

22 базовые величины

более 12 тонн

25 базовых величин

112.1.5. автобус с числом посадочных мест:

 

до 20 включительно

12 базовых величин

от 21 до 40 включительно

17 базовых величин

свыше 40

22 базовые величины

112.1.6. мотоцикл

3 базовые величины

112.1.7. седельный тягач

20 базовых величин

Согласно частям второй и третьей п. 8 ст. 250 НК к ставке госпошлины за выдачу разрешения может применяться повышающий либо понижающий коэффициент:

Коэффициенты к ставке госпошлины

Повышающий коэффициент 2

Понижающий коэффициент 0,5

В отношении транспортных средств, для которых установлен срок действия разрешения  2 года

 

В отношении транспортных средств, предназначенных для перевозки опасных грузов, для которых установлен срок действия разрешения 6 месяцев

Бюджетные организации могут быть освобождены от уплаты госпошлины. Данное освобождение применяется для транспортных средств (подп. 8.39 ст. 257 НК):

  • используемых для оказания медицинской помощи, в т.ч. скорой медицинской помощи;
  • МЧС, предназначенных для реализации мер по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • Минобороны, МВД, КГБ, Государственного пограничного комитета, других войск и воинских формирований, Следственного комитета;
  • предназначенных для обеспечения социального обслуживания и предоставления социальных услуг нетрудоспособным и другим категориям граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, и на которые в соответствии с законодательством нанесена надпись "Социальная служба".

Зачисление вышеуказанной госпошлины осуществляется в доход республиканского бюджета на счета по учету средств республиканского бюджета, открытые главным управлением Минфина по областям и г. Минску для зачисления платежей, контроль над уплатой которых осуществляется налоговыми органами (коды платежа 03005 "Государственная пошлина за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении с организаций") (части четырнадцатая, пятнадцатая письма Минфина, МНС от 31.12.2013 № 05-1-18/262/10-12/73 "О госпошлине за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении").

Плата, взимаемая при осуществлении административной процедуры, за выдачу разрешения

В месте проведения техосмотра либо заранее в порядке предоплаты необходимо внести плату за идентификацию транспортного средства, регистрацию и оформление разрешения в размере 0,3 базовые величины (подп. 5.26 перечня № 156).

В рассматриваемой ситуации данная плата перечисляется в доход организации, уполномоченной на осуществление административной процедуры, т.е. на расчетный счет УП "Белтехосмотр" (п. 2 ст. 3, абзац третий п. 1 ст. 13 Закона от 28.10.2008 № 433-З "Об основах административных процедур", подп. 5.26 перечня № 156).

Выдача разрешения на участие в движении

Согласно п. 13 Положения № 630 юридические лица (владельцы транспортного средства) для получения разрешения представляют транспортное средство и документы, указанные в подп. 5.26 перечня № 156:

  • диагностическую карту транспортного средства;
  • водительское удостоверение;
  • техпаспорт;
  • документ (сертификат) о прохождении техосмотра;
  • документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства;
  • разрешение органа связи на право использования радиочастотного спектра при эксплуатации радиоэлектронных средств – при их наличии на транспортном средстве в случаях, предусмотренных законодательством (за исключением транспортного средства оперативного назначения);
  • медицинскую справку о состоянии здоровья;
  • документ, подтверждающий уплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий оплату идентификации транспортного средства, регистрации и оформления разрешения.
Форма бланка разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении установлена в приложении 1 к постановлению № 52.

Разрешение выдается работником УП "Белтехосмотр" по месту проведения техосмотра транспортных средств (часть вторая п. 4 Положения № 630).

Данное разрешение можно получить не позднее 20 дней после даты проведения техосмотра (п. 14 Положения № 630). В целях экономии времени рекомендуем получить его в день прохождения техосмотра.

Отметка о выдаче разрешения производится в диагностической карте транспортного средства и сертификате. Разрешение на допуск наклеивается в правом нижнем углу ветрового стекла автомобиля по ходу его движения (пп. 19, 22 Положения № 630).

Бухгалтерский учет оплаты расходов, связанных с проведением техосмотра

Согласно Плану счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций, установленному постановлением Минфина от 22.04.2010 № 50, для учета расчетов с бюджетом по налогам, сборам и иным приравненным к ним платежам, а также по прочим суммам, подлежащим перечислению в бюджет, предназначен субсчет 173 "Расчеты с бюджетом", а для расчетов с прочими дебиторами и кредиторами – субсчет 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами".

Перечисление денежных средств за проведение техосмотра отражается следующим образом:

  • при перечислении бюджетных средств по кредиту субсчета 100 "Текущий счет по бюджету" и дебету субсчетов:
    • 173 "Расчеты с бюджетом" – перечисление госпошлины;
    • 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами" – перечисление денежных средств за проведение техосмотра и платы за осуществление административной процедуры.

Одновременно на сумму полученного бюджетного финансирования производится запись по дебету субсчета 100 "Текущий счет по бюджету" и кредиту субсчета 140 "Расчеты по финансированию из бюджета";

  • при перечислении средств, получаемых от приносящей доходы деятельности по кредиту субсчета 111 "Текущий счет по внебюджетным средствам" и дебету субсчетов:
    • 173 "Расчеты с бюджетом", – перечисление госпошлины;
    • 178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами", – перечисление денежных средств за проведение техосмотра и платы за осуществление административной процедуры.

Бухгалтерский учет расходов, связанных с проведением техосмотра

Содержание транспортных средств, в т.ч. расходы по проведению техосмотра, бюджетные организации отражают по подстатье 1 10 05 00 "Оплата транспортных услуг" экономической классификации расходов бюджета (подп. 44.5 Инструкции о порядке применения бюджетной классификации Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208).

Фактические затраты, направленные на поддержание основных средств в рабочем состоянии (в частности, технический осмотр транспортных средств), признаются расходами организации в том отчетном периоде, в котором они были произведены (часть вторая п. 18 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60).

После прохождения техосмотра и выдачи разрешения расходы отражаются по дебету субсчетов:

  • 200 "Расходы по бюджету" – при осуществлении расходов за счет бюджетных средств (часть первая п. 4, часть первая п. 6 Инструкции о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157 (далее – Инструкция № 157));
  • соответствующего субсчета счета 08 "Затраты на производство", 211 "Расходы по внебюджетным средствам", 411 "Использование прибыли" – при использовании средств, получаемых от приносящей доходы деятельности (часть вторая п. 11 Инструкции № 157; часть пятая письма Минфина от 28.01.2014 № 15-1-19/75 (далее – письмо № 15-1-19/75)).

По окончании отчетного периода данные расходы списываются на источники финансирования в дебет субсчетов:

  • 140 "Расчеты по финансированию из бюджета" (230 "Финансирование из бюджета") – списываются бюджетные расходы (часть вторая п. 4, часть вторая п. 6 Инструкции № 157);
  • 237 "Прочие источники", 280 "Реализация продукции (работ, услуг)", 410 "Прибыли и убытки" – списываются средства, получаемые от приносящей доходы деятельности (часть третья п. 11 Инструкции № 157; часть пятая письма № 15-1-19/75).

Практический пример

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете расходов, связанных с техосмотром, произведенных за счет:

  • бюджетных средств;
  • средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности.
 

Пример

Бюджетная организация в связи с проведением техосмотра автомобиля в порядке предварительной оплаты осуществила следующие платежи:

21,60 руб. (в т.ч. НДС – 3,60 руб.) – за проведение диагностической станцией техосмотра;

207,00 руб. – госпошлина;

6,90 руб. (в т.ч. НДС – 1,15 руб.) – за идентификацию транспортного средства, регистрацию и оформление разрешения.

п/п

Содержание операции

Корреспонденция счетов (субсчетов)

Сумма, руб.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

 

Оплата произведена за счет бюджетных средств

 

1.1

 

Оплачена диагностической станции стоимость техосмотра (отражается двумя записями одновременно)

 

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

100 "Текущий счет по бюджету"

21,60

 

100 "Текущий счет по бюджету"

 

140 "Расчеты по финансированию из бюджета" (230 "Финансирование из бюджета")

21,60

 

1.2

 

Перечислена УП "Белтехосмотр" оплата идентификации транспортного средства, регистрации и оформления разрешения (отражается двумя записями одновременно)

 

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

100 "Текущий счет по бюджету"

6,90

 

100 "Текущий счет по бюджету"

 

140 "Расчеты по финансированию из бюджета" (230 "Финансирование из бюджета")

6,90

 

1.3

 

Перечислена в бюджет госпошлина (отражается двумя записями одновременно)

 

173 "Расчеты с бюджетом"

100 "Текущий счет по бюджету"

207,00

 

100 "Текущий счет по бюджету"

 

140 "Расчеты по финансированию из бюджета" (230 "Финансирование из бюджета")

207,00

 

1.4

 

Отнесена на бюджетные расходы сумма госпошлины

 

200 "Расходы по бюджету"

 

173 "Расчеты с бюджетом"

207,00

 

1.5

 

Отнесены на бюджетные расходы суммы, связанные с прохождением техосмотра и получением разрешения

(21,60 + 6,90)

200 "Расходы по бюджету"

 

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

28,50

 

Примечание. Предъявленные суммы НДС при приобретении товаров (работ, услуг) за счет бюджетных средств не подлежат вычету, а относятся на стоимость товаров (работ, услуг) (подп. 19.3 ст. 107 НК; п. 1 Инструкции о порядке отражения в бухгалтерском учете налога на добавленную стоимость бюджетными организациями, утвержденной постановлением Минфина от 15.03.2000 № 19)

1.6

 

Списаны в конце года бюджетные расходы

(207,00 + 28,50)

140 "Расчеты по финансированию из бюджета" (230 "Финансирование из бюджета")

200 "Расходы по бюджету"

235,50

 

2

Оплата произведена за счет средств, полученных от приносящей доходы деятельности

2.1

 

Оплачена диагностической станции стоимость техосмотра

 

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

111 "Текущий счет по внебюджетным средствам"

21,60

 

2.2

 

Перечислена в бюджет госпошлина

 

173 "Расчеты с бюджетом"

 

111 "Текущий счет по внебюджетным средствам"

207,00

 

2.3

 

Перечислена УП "Белтехосмотр" оплата идентификации транспортного средства, регистрации и оформления разрешения

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

111 "Текущий счет по внебюджетным средствам"

6,90

 

2.4

 

Отражены расходы, связанные с прохождением техосмотра

(21,6 – 3,6)

Соответствующий субсчет счета 08 "Затраты на производство"

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

 

18,00

 

 

 

211 "Расходы по внебюджетным средствам",

411 "Использование прибыли"

 

 

 

Отражен предъявленный НДС

 

175 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)"

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

 

3,60

 

2.5

 

Принят к вычету НДС

 

173 "Расчеты с бюджетом"

 

175 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)"

3,60

 

Примечание. Предъявленная сумма НДС принимается к вычету после отражения ее в бухгалтерском учете и книге покупок (если организация осуществляет ее ведение) на основании подписанного электронной цифровой подписью ЭСЧФ (пп. 1, 2, абзац второй п. 51, часть первая п. 61 ст. 107 НК)

2.6

 

Отражены расходы, связанные с получением разрешения

(6,90 – 1,15)

Соответствующий субсчет счета 08 "Затраты на производство",

211 "Расходы по внебюджетным средствам",

411 "Использование прибыли"

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

 

5,75

 

Отражен предъявленный НДС

 

175 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)"

178 "Расчеты с прочими дебиторами и кредиторами"

 

1,15

 

2.7

 

Принят к вычету НДС

 

173 "Расчеты с бюджетом"

 

175 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам)"

1,15

 

2.8

 

Отнесена на внебюджетные расходы сумма госпошлины

 

Соответствующий субсчет счета 08 "Затраты на производство",

211 "Расходы по внебюджетным средствам",

411 "Использование прибыли"

173 "Расчеты с бюджетом"

 

207,00

 

2.9

 

Списаны в конце месяца внебюджетные расходы

(207,00 + 18,00 + 5,75)

237 "Прочие источники", 280 "Реализация продукции (работ, услуг)",

410 "Прибыли и убытки"

Соответствующий субсчет счета 08 "Затраты на производство",

211 "Расходы по внебюджетным средствам",

411 "Использование прибыли"

230,75

 

Примечание. Исходя из п. 1, части первой п. 2 ст. 130, частей первой и второй п. 1 ст. 137 НК затраты, связанные с приносящей доходы деятельностью бюджетной организации, учитываются при налогообложении прибыли. Они определяются на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета)

Викентий Кунцевич, экономист

Получите доступ к закрытым разделам

Оформите демо-доступ к следующим закрытым разделам:

• Бератор

Практическое руководство по всем участкам работы бухгалтера

• Сервисы

Калькуляторы, расчеты, формы документов, тесты, помощники, справочники

• Законодательство

Обновляемая база НПА Республики Беларусь

• Ответы на ваши вопросы

Большой архив ответов на интересные вопросы ваших коллег

Заполните форму

электронная почта обязательна
необходимо ввести пароль
необходимо ввести номер мобильного телефона

Другие материалы по теме
Вопросы и ответы