Главное в статье: предложена методика формирования показателей и объем показателей формы 2 "Отчет об исполнении бюджетной сметы" (приложение 3 к Инструкции о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности по средствам бюджетов и средствам от приносящей доходы деятельности бюджетных организаций утверждена постановлением Минфина от 10.03.2010 № 22 (далее – Инструкция № 22)).
Периодичность, порядок и сроки представления
Периодичность представления формы 2 – годовая и квартальная.
В соответствии с пп. 3–5, 7 Инструкции № 22 годовая бухгалтерская отчетность (включая форму 2) составляется на 1 января года, следующего за отчетным, а квартальная – по состоянию на 1 апреля, 1 июля, 1 октября текущего года.
Как и другие формы бухгалтерской отчетности, форма 2 составляется нарастающим итогом с начала отчетного года в белорусских рублях с двумя знаками после запятой, представляется на бумажном носителе и (или) в электронном виде в форме электронного документа.
Сроки представления бухгалтерской отчетности (включая форму 2) устанавливаются в соответствии с п. 93 Инструкции № 22:
- для распорядителей средств республиканского бюджета они устанавливаются Минфином ежегодно;
- для распорядителей средств местных бюджетов – соответствующими местными финансовыми органами.
Днем представления бухгалтерской отчетности считается дата ее фактической передачи по принадлежности.
Получатель бюджетных средств – бюджетная организация представляет бухгалтерскую отчетность (включая форму 2) распорядителю бюджетных средств (вышестоящей организации) (п. 87 Инструкции № 22).
Согласно п. 91 Инструкции № 22 распорядители бюджетных средств на основании форм бухгалтерской отчетности получателей бюджетных средств составляют сводную бухгалтерскую отчетность (включая свод по форме 2) путем суммирования одноименных показателей по соответствующим строкам и графам с исключением взаимосвязанных показателей по консолидируемым позициям.
Следуя нормам п. 90 Инструкции № 22, сводную бухгалтерскую отчетность составляют:
- распорядители бюджетных средств, имеющие обособленные структурные подразделения, выделенные на самостоятельный баланс;
- распорядители бюджетных средств, имеющие подведомственные бюджетные организации.
Распорядители средств республиканского бюджета представляют бухгалтерскую отчетность в Минфин, а распорядители средств местных бюджетов – в местный финансовый орган.
Распорядители бюджетных средств сводную бухгалтерскую отчетность представляют с сопроводительным письмом в отдельной папке в сброшюрованном виде (п. 92 Инструкции № 22).
Формирование показателей формы 2
Общие положения
Методика формирования показателей формы 2 определена в главе 5 Инструкции № 22.
В соответствии с Инструкцией № 22 форма 2 составляется по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов функциональной классификации расходов бюджета по соответствующей главе ведомственной классификации расходов, программе, подпрограмме, уровню бюджета.
В ней отражаются данные о годовых и квартальных бюджетных ассигнованиях (назначениях) нарастающим итогом с начала года, сумма полученного бюджетного финансирования, кассовые и фактические расходы за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), остатки средств на банковских счетах на начало года и на отчетную дату. Вышеуказанные данные приводятся в разрезе статей, подстатей и элементов расходов экономической классификации расходов бюджета, за исключением статьи 40 "Капитальные вложения в основные фонды", подстатьи 02 "Капитальное строительство" (п. 29 Инструкции № 22).
Распорядители бюджетных средств представляют форму 2 в составе сводной бухгалтерской отчетности в соответствии с функциональной классификацией по разделам, подразделам и видам расходов, а также в целом по главе соответствующей ведомственной классификации (п. 30 Инструкции № 22).
Функциональная классификация расходов по разделам и подразделам утверждена БдК и является приложением к нему.
Постановлением Минфина от 31.12.2008 № 208 "О бюджетной классификации Республики Беларусь" (далее – постановление № 208) утверждены:
- функциональная классификация расходов бюджета по видам (приложение 2 к постановлению № 208);
- функциональная классификация расходов бюджета по параграфам (приложение 3 к постановлению № 208);
- программная классификация расходов бюджета (приложение 4 к постановлению № 208);
- ведомственная классификация расходов республиканского бюджета (приложение 5 к постановлению № 208);
- экономическая классификация расходов бюджета (приложение 6 к постановлению № 208).
Ведомственные классификации расходов соответствующих местных бюджетов установлены местными исполнительными и распорядительными органами в порядке, определенном законодательством Республики Беларусь (п. 8 Инструкции № 22).
Согласно ст. 11 БдК функциональная классификация расходов бюджета, программная классификация расходов бюджета, экономическая классификация расходов бюджета являются едиными для бюджетов всех уровней бюджетной системы Республики Беларусь, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Согласно ст. 19 БдК ведомственная классификация расходов бюджетов областного уровня устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с Минфином. Ведомственная классификация расходов бюджетов базового и первичного уровней устанавливается соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с вышестоящими исполнительными и распорядительными органами (либо по их поручению по согласованию с местными финансовыми органами вышестоящих исполнительных и распорядительных органов).
Изменения в бухгалтерской отчетности (включая форму 2), относящиеся как к отчетному году, так и к предшествовавшим периодам, производятся в бухгалтерской отчетности, составляемой за тот отчетный период, в котором были обнаружены искажения ее данных (п. 16 Инструкции № 22).
Двойственный характер расходов
Расходы бюджетных организаций, производимые за счет бюджетного финансирования, подразделяются на кассовые и фактические расходы, исходя из их двойственного характера.
Расходование бюджетных средств осуществляется со счетов территориальных органов государственного казначейства (далее – территориальное казначейство), что является расходом соответствующего бюджета.
Реальные (фактические) расходы, которые, как правило, по времени не совпадают с расходами соответствующего бюджета, осуществляются бюджетными организациями.
В бухгалтерии бюджетной организации находят отражение как расходы соответствующего бюджета, так и реальные (фактические) расходы организации.
Перечисление денежных средств со счета территориального казначейства поставщикам бюджетной организации за материалы и продукты питания является расходом соответствующего бюджета.
При получении материалов и продуктов питания от поставщиков происходит изменение состава активов бюджетной организации (денежные средства – материалы и продукты питания на складе) без реального расходования бюджетных средств.
Реальные (фактические) расходы за счет бюджетных средств в организации произойдут при использовании приобретенных материалов и продуктов питания.Перечисление со счета территориального казначейства суммы заработной платы, причитающейся работникам организации, в банк для зачисления на текущие банковские счета работников (включая текущие банковские счета, доступ к которым может быть обеспечен при использовании дебетовой банковской платежной карточки) является расходом соответствующего бюджета.
К расходам соответствующего бюджета на заработную плату относятся также удержанные из заработной платы суммы подоходного налога, обязательных страховых взносов (в размере 1 %) в бюджет ФСЗН, перечисленные со счета территориального казначейства, соответственно, в бюджет и в ФСЗН.
Реальные (фактические) расходы на заработную плату за счет бюджетных средств осуществляются при начислении заработной платы.Перечисление денежных средств со счета территориального казначейства на текущий бюджетный счет организации в банке на командировочные расходы и получение их со счета в банке в кассу организации для выплаты подотчетным лицам является расходом соответствующего бюджета.
Реальные (фактические) расходы на командировочные расходы за счет бюджетных средств происходят при представлении в бухгалтерию утвержденных руководителем организации отчетов подотчетных лиц об израсходованных суммах.Формирование показателей по кассовым расходам
Кассовые расходы отражаются в графе 8 "Кассовые расходы" формы 2.
В соответствии с п. 2 ст. 101 БдК кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами, а также суммы по произведенным в соответствии с законодательством зачетам (взаимозачетам) без перевода денежных средств через счета в банках.
Денежные средства, перечисленные со счета территориального казначейства на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств, учитываются в составе кассовых расходов при списании их с текущего бюджетного счета получателя бюджетных средств (например, при получении наличных денежных средств на выплату заработной платы, стипендий, авансов на командировки).
Такой порядок учета кассовых расходов касается также денежных средств, перечисляемых территориальным казначейством на счета получателей бюджетных средств в соответствии с п. 27 Инструкции о порядке организации и осуществления исполнения республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов по расходам, утвержденной постановлением Минфина от 27.07.2011 № 63 (далее – Инструкция № 63). Согласно названному пункту суммы денежных средств, удержанных из заработной платы работников, иных приравненных к ней платежей, стипендий, пособий на основании письменных заявлений работников (обучающихся, безработных) и исполнительных листов в пользу физических либо юридических лиц, перечисляются территориальным казначейством на счета получателей бюджетных средств в банке для дальнейшего их перечисления по назначению.
Возврат денежных средств на счет территориального казначейства восстанавливает кассовые расходы (уменьшает выборку средств из бюджета).
Денежные средства, поступившие на текущий бюджетный счет получателя бюджетных средств в банке на восстановление кассовых расходов по бюджетным ассигнованиям текущего финансового года (включая суммы поступившей дебиторской задолженности поставщиков, подрядчиков, исполнителей), подлежат перечислению на счет территориального казначейства. Срок перечисления – в течение 3 рабочих дней и в последний рабочий день месяца (подп. 40.1 Инструкции № 63).
Денежные средства, перечисленные на счет территориального казначейства на восстановление кассовых расходов, отражаются по лицевым счетам получателей бюджетных средств по тем же кодам бюджетной классификации расходов бюджета, по которым произведены кассовые расходы. Пунктом 43 Инструкции № 63 предусмотрен срок, в течение которого территориальное казначейство отражает восстановление кассовых расходов по лицевым счетам (не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца).
В соответствии с пп. 42–44 Инструкции № 63 на счет территориального казначейства могут поступать денежные средства на восстановление кассовых расходов получателя бюджетных средств от иных юридических лиц, ИП, а не только от получателя бюджетных средств. В этом случае территориальное казначейство отражает восстановление кассовых расходов по лицевым счетам получателей бюджетных средств не позднее 5 рабочих дней со дня поступления указанных сумм и в последний рабочий день месяца. При поступлении на счет территориального казначейства денежных средств, подлежащих зачислению в бюджет, территориальное казначейство вправе самостоятельно принимать решение о направлении этих средств в бюджет соответствующего уровня с последующим письменным уведомлением получателя бюджетных средств о проведении данной операции и (или) представлением ему копии расчетного документа.
В составе кассовых расходов учитываются суммы открытых аккредитивов. Возврат неиспользованных аккредитивов отражается в учете как восстановление кассовых расходов.
В настоящее время при формировании кассовых расходов не учитываются:
1) денежные средства, поступившие на текущий бюджетный счет в банке получателя бюджетных средств в текущем финансовом году на восстановление расходов прошлых лет, подлежащие перечислению в соответствующий бюджет (подп. 40.1 Инструкции № 63);
2) курсовые разницы, определяемые при переоценке денежных средств в иностранной валюте на счете в банке в связи с изменением курсов Нацбанка на дату совершения операции, а также на дату последнего календарного дня отчетного периода, что следует из определения кассовых расходов в БдК;
3) расходование со счета в банке иностранной валюты, приобретенной организацией за счет бюджетного финансирования. В составе кассовых расходов в этом случае отражаются средства в белорусских рублях, направляемые банку со счета территориального казначейства на покупку иностранной валюты. Возврат банком неиспользованных белорусских рублей на счет территориального казначейства уменьшает кассовые расходы.
Если организация получила бюджетное финансирование в иностранной валюте, то в этом случае списание (расходование) средств с бюджетного валютного счета и возврат неиспользованных валютных средств на счет в банке учитываются при формировании кассовых расходов по курсу Нацбанка на дату совершения операции;
4) средства, получаемые бюджетными организациями согласно перечню, приведенному в двух приложениях к Закону от 18.10.2016 № 431-З "О республиканском бюджете на 2017 год" (далее – Закон на 2017 г.):
- приложение 11 "Средства, зачисляемые в доходы республиканского бюджета в счет компенсации его расходов";
- приложение 13 "Средства, зачисляемые в доходы местных бюджетов в счет компенсации их расходов".
Денежные средства, полученные бюджетными организациями согласно перечню, приведенному в приложениях 11, 13 к Закону на 2017 г., вносятся в счет компенсации расходов республиканского и соответствующих местных бюджетов (п. 2 ст. 15 и п. 9 ст. 21 Закона на 2017 г.);
5) средства, зачисленные на текущий счет по учету бюджетных средств получателя бюджетных средств в соответствии подп. 40.2 и 40.3 Инструкции № 63.
В названных подпунктах установлен порядок использования поступивших на счет получателя бюджетных средств денежных средств:
- проценты, начисленные банками за пользование денежными средствами, перечисляются до 5-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, в доход соответствующего бюджета;
- иные денежные средства, зачисленные на счет получателя бюджетных средств в соответствии с законодательством, а также ошибочно либо излишне поступившие денежные средства перечисляются по назначению, минуя счет территориального казначейства.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что названные денежные средства, списанные с текущего счета по учету бюджетных средств получателя бюджетных средств, не учитываются при формировании кассовых расходов.
Таким образом, не все денежные средства, поступающие на текущий бюджетный счет в банке, а также списанные со счета, имеют отношение к формированию кассовых расходов.
Кроме того, в составе кассовых расходов учитываются лишь те расходы, которые произведены за счет бюджетного финансирования текущего финансового года.
Учет кассовых расходов ведется на субсчетах счета 10 "Текущие счета по бюджету", которые предназначены для учета движения денежных средств на текущих бюджетных счетах в банке и лицевых счетах в территориальном казначействе.
Формирование показателей по фактическим расходам
Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством (п. 2 ст. 101 БдК).
В соответствии с п. 37 Инструкции № 22 фактическими расходами считаются затраты организации, подтвержденные соответствующими документами, включая расходы по неоплаченным счетам кредиторов, начисленной заработной плате и стипендиям, приобретенным основным средствам, отдельным предметам в составе оборотных средств и другим материальным ценностям.
Фактические расходы отражаются в графе 10 "Фактические расходы" формы 2 в разрезе статей, подстатей и элементов в соответствии с экономической классификацией расходов бюджета.
Учет фактических расходов, осуществляемых за счет бюджетного финансирования, ведется на субсчетах активного счета 20 "Расходы по бюджету" в соответствии с Инструкцией о порядке бухгалтерского учета расходов в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.12.2009 № 157.
В течение года по дебету субсчетов счета 20 учитываются произведенные расходы нарастающим итогом с начала года, а по кредиту – уменьшение расходов.
По окончании года сумма произведенных расходов (с учетом уменьшения этих расходов в течение года) списывается по кредиту субсчетов счета 20 в дебет субсчетов, предназначенных для учета бюджетного финансирования (производится годовое заключение счетов бухгалтерского учета).
Если сумма фактических расходов превышает остаток соответствующего источника финансирования, списание расходов производится в сумме, равной остатку источника финансирования. В случае, когда источник финансирования превышает сумму фактических расходов, после списания расходов остаются источники финансирования по кредиту соответствующих субсчетов (п. 21 Инструкции № 22).
Формирование сметных показателей
В форме 2 показатели по смете отражаются в графе 4 "Утверждено по смете на год" и графе 5 "Утверждено по смете на отчетный период".
Порядок заполнения графы 4 и графы 5 формы 2 установлен пп. 31 и 32 Инструкции № 22 соответственно.
В графе 4 формы 2 отражаются:
- получателями бюджетных средств – суммы годовых бюджетных ассигнований в соответствии с утвержденной бюджетной сметой с учетом изменений, внесенных в установленном порядке;
- распорядителями бюджетных средств – суммы годовых бюджетных назначений в соответствии с утвержденной бюджетной сметой с учетом изменений, внесенных в установленном порядке.
В графе 5 формы 2 отражаются:
- получателями бюджетных средств – квартальные бюджетные ассигнования нарастающим итогом с учетом изменений, внесенных в установленном порядке;
- распорядителями бюджетных средств – квартальные бюджетные назначения нарастающим итогом с учетом изменений, внесенных в установленном порядке.
В годовом отчете графа 5 не заполняется.
В соответствии со ст. 2 БдК:
- бюджетные ассигнования – полномочия на использование суммы бюджетных средств, определенной распорядителем бюджетных средств получателю бюджетных средств в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств;
- бюджетные назначения – полномочия на использование и (или) распределение определенной суммы бюджетных средств, предоставленные на основании реестра расходных обязательств распорядителям бюджетных средств законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год или решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год в порядке, определенном БдК.
Источники информации для заполнения формы 2
Основанием для заполнения в форме 2 показателей "Профинансировано" (графа 7), "Кассовые расходы" (графа 8), "Фактические расходы" (графа 10) являются данные аналитического учета поступившего бюджетного финансирования, кассовых и фактических расходов.
Аналитический учет ведется в разрезе показателей бюджетной сметы (в разрезе функциональной классификации расходов бюджета (по каждому параграфу соответствующего раздела, подраздела, вида расходов); программной классификации расходов бюджета (по программам, подпрограммам); экономической классификации расходов бюджета (по категориям, статьям, подстатьям, элементам); ведомственной классификации расходов бюджета (по главам)).
Формы регистров для ведения аналитического учета утверждены постановлением Минфина от 08.02.2005 № 15 "Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации" (далее – постановление № 15) и приведены в приложениях к нему:
- книга учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294 (приложение 20);
- карточка аналитического учета поступления денежных средств формы 294А (приложение 28);
- карточка аналитического учета кассовых расходов формы 294Б (приложение 29);
- книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309 (приложение 24);
- книга учета ассигнований и фактических расходов формы 309Б (приложение 25).
В соответствии с п. 29 Инструкции № 22 форма 2 заполняется на основании книги учета ассигнований, кассовых и фактических расходов формы 294.
По мнению автора, для ведения аналитического учета организация имеет право выбрать также другие формы учетных регистров, утвержденные постановлением № 15, отразив это в учетной политике.
Взаимосвязь кассовых и фактических расходов
В соответствии с п. 38 Инструкции № 22 при заполнении формы 2 должна быть произведена увязка (взаимная проверка) кассовых и фактических расходов по статьям, подстатьям и элементам расходов экономической классификации расходов бюджета (с учетом возникающих курсовых разниц). Это позволит не допустить ошибок в учете кассовых и фактических расходов и использовании бюджетных средств не по целевому назначению.
Для их увязки необходимо располагать данными об остатках материальных запасов, дебиторской и кредиторской задолженности на начало и конец отчетного периода, образовавшихся за счет бюджетного финансирования.
Увязка производится по следующей формуле:
Рф – ОМн + ОМк – ДЗн + ДЗк + КЗн– КЗк = Рк,
где Рф – сумма фактических расходов за отчетный период;
ОМн – остаток материалов на начало отчетного периода;
ОМк – остаток материалов на конец отчетного периода;
ДЗн – дебиторская задолженность на начало отчетного периода;
ДЗк – дебиторская задолженность на конец отчетного периода;
КЗн – кредиторская задолженность на начало отчетного периода;
КЗк – кредиторская задолженность на конец отчетного периода;
Рк – сумма кассовых расходов по соответствующему элементу расходов.
Если организация получала материалы безвозмездно, а также материалы, основные средства и отдельные предметы в составе оборотных средств, оплаченные распорядителем бюджетных средств в централизованном порядке, то для увязки кассовых и фактических расходов в приведенной формуле следует:
- уменьшить фактические расходы на стоимость израсходованных материалов, которые были получены безвозмездно, и на стоимость поступивших основных средств и отдельных предметов в составе оборотных средств, оплаченных распорядителем бюджетных средств в централизованном порядке;
- увеличить фактические расходы на стоимость переданных безвозмездно и (или) реализованных материальных ценностей.
Кроме того, при формировании кассовых расходов в форме 2 должна быть произведена их проверка в соответствии с п. 36 Инструкции № 22.
Строка 090 "Всего расходов" графы 8 "Кассовые расходы" формы 2 = остаток по текущим счетам по бюджетным средствам на начало года (графа 3 формы 1) + сумма полученного бюджетного финансирования согласно справке к форме 1 – остаток по текущим счетам по бюджетным средствам на конец года (квартала) (графа 4 формы 1).
Анна Чернюк, доцент