Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Другие материалы по теме
Разъяснения Минтранса и МНС о некоторых вопросах нормирования топлива
Опубликовано: 05.12.2019 12:18 - 2105 просмотров

Министерство транспорта и коммуникаций и Министерство по налогам и сборам в связи с многочисленными обращениями плательщиков разъясняют (письмо Минтранса и МНС от 19.11.2019 № 08-02/10583/2-2-10/02529 «О некоторых вопросах нормирования топлива»).

Затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов (далее – ТЭР) при исчислении налога на прибыль включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в пределах норм расхода, установленных в соответствии с законодательством.

С 1 января 2019 года при отсутствии таких норм для механических транспортных средств затраты принимаются в пределах норм расхода топлива, установленных их заводом-изготовителем, а при отсутствии таковых - в пределах норм, установленных руководителем организации. Нормы, установленные руководителем организации, действуют до момента утверждения нормативным правовым актом в установленном порядке норм для соответствующего механического транспортного средства, если иное не установлено законодательством. При отсутствии установленных норм расхода топливно-энергетических ресурсов затраты на оплату их стоимости признаются сверхнормативными.

Статьей 7 Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» к полномочиям Совета Министров Республики Беларусь отнесено определение порядка разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов, который в свою очередь постановлением от 18 марта 2016 г. № 216 утвердил Положение о порядке разработки, установления и пересмотра норм расхода топливно-энергетических ресурсов. Настоящее Положение распространяется на юридических лиц с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридических лиц, имеющих источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более, и не распространяется на виды топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования.

Следовательно, юридические лица с годовым потреблением ТЭР 100 тонн условного топлива и более и (или) юридические лица, имеющие источники тепловой энергии производительностью 0,5 Гкал/ч и более при исчислении налога на прибыль в состав нормируемых затрат включают расходы на ТЭР в пределах норм установленных в соответствии с названным Положением.

Нормирование расхода видов топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования осуществляется в соответствии с законодательством.

Нормы в области транспортной деятельности разрабатывает и утверждает в соответствии с законодательством Министерство транспорта и коммуникаций Республики Беларусь (постановление Совета Министров Республики Беларусь 31 июля 2006 г. № 985 «Вопросы Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь»).

Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «Об основах транспортной деятельности» транспортная деятельность – совокупность организационных и технологических операций по перемещению грузов, пассажиров и багажа автомобильным, воздушным, железнодорожным, морским, внутренним водным, городским электрическим транспортом, метро и иным транспортом, а также транспортно-экспедиционная деятельность, другие связанные с перевозкой транспортные работы и услуги, выполняемые (оказываемые) на договорной основе или иных законных основаниях. Из чего можно сделать вывод, что использование любого вида транспорта, как для собственных нужд, так и в предпринимательской деятельности, относится к транспортной деятельности.

Учитывая изложенное, расход топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, используемых в транспортной деятельности, нормируется Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь.

Также актами законодательства определены полномочия соответствующих государственных органов и организаций, подчиненных Правительству, по нормированию расхода топлива для специальных механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, подведомственных и подчиненных организаций. В частности:

  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 января 2008 г. № 133 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении лесохозяйственных и лесозаготовительных работ»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20 августа 2008 г. № 1199 «О нормах расхода топлива, масел, смазок и специальных жидкостей при выполнении болотно-подготовительных работ, добыче, транспортировке и переработке торфа, производстве топливных брикетов, топлива из лигнина и пеллет»;
  • постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15 октября 2001 г. № 1488 «О предоставлении Министерству обороны, Министерству внутренних дел, Комитету государственной безопасности и Государственному пограничному комитету полномочий на разработку и утверждение норм расхода горючего, масел, смазок и специальных жидкостей».

Анализ приведенного выше законодательства дает основания предположить, что Совет Министров в пределах предоставленных Законом Республики Беларусь «Об энергосбережении» полномочий, принял решение о нормировании путем принятия актов законодательства расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования в транспортной деятельности и иных названных случаях.

Следовательно, нормирование топлива на законодательном уровне производится в случаях, когда порядок разработки, установления и пересмотра норм путем принятия соответствующего нормативного правового акта установлен Советом Министров. В случае отсутствия указания Совета Министров на принятие соответствующего нормативного правового акта, нормы определяются самостоятельно.

При исчислении налога на прибыль в состав затрат, учитываемых при налогообложении, включаются затраты на оплату стоимости топливно-энергетических ресурсов, израсходованных в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством – либо на основании актов законодательства, либо разработанных самостоятельно, и только превышение установленных норм считается сверхнормативным.

Дополнительно информируем, что работа в части нормирования расходов топлива в транспортной деятельности продолжается, в частности, Министерством транспорта и коммуникаций подготовлены соответствующие проекты постановлений, устанавливающие нормы расхода топлива для механических транспортных средств, судов, машин, механизмов и оборудования, в отношении которых такие нормы были   разработаны ранее.

 

По информации официального сайта Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос