29 октября 2019 г. на сайте Министерства труда и социальной защиты прошла онлайн-конференция по вопросам совершенствования системы оплаты труда в бюджетной сфере.
На вопросы, связанные с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 г., отвечали первый заместитель Министра труда и социальной защиты Андрей Валентинович Лобович и заместитель начальника управления оплаты труда в бюджетной сфере главного управления труда и заработной платы Лукьянчикова Татьяна Анатольевна..
Вопрос: 1. Хотим ввести в штатное расписание ГУК "Гродненский зоопарк" единицу методиста. Но в Постановлении Минтруда и соцзащиты от 29.12.2001 № 25 "Об утверждении квалификационного справочника "Должности служащих, занятых в культуре и искусстве" существует должность методист библиотеки (клубного учреждения, научно-методического центра народного творчества). Какой разряд установить по должности методист - по постановлению Минкультуры от 13.06.2019 либо по п. 2.2.2 постановления Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13?
- Будет ли отменено постановление Минкультуры от 29.09.2010 № 36 "Об определении перечня должностей работников культурно-просветительных учреждений, трудовые функции которых соответствуют основному виду деятельности данных учреждений"?
- Как тарифицировать должность старший кассир?
Ответ:
- Порядок установления тарифных разрядов определен Инструкцией о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.
Наименование должности служащего «методист» содержится в выпуске 1 ЕКСД. Квалификационной характеристикой по должности служащего «методист» предусмотрено наличие высшего профессионального (по профилю выполняемой работы) образования, а также внутридолжностное квалификационное категорирование.
Таким образом, тарифные разряды по должности служащего «методист» устанавливается в диапазоне в соответствии с подп. 1.4 п. 1 тарифной сетки, установленной в приложении 1 к постановлению Совмина от 28.02.2019 № 138, с соблюдением требований подп. 2.2.2 п. 2 вышеуказанной Инструкции.
- Согласно Закону «О нормативных правовых актах» – приостановление, возобновление, продление действия, отмена и признание нормативного правового акта (его структурных элементов) утратившим силу осуществляются принявшим (издавшим) его нормотворческим органом, в данном случае Министерством культуры.
- Частью второй п. 5 Общих положений, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1, определено, что наименование производной должности «старший» предусматривается для должностей специалистов (код категории – 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.
Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего «кассир» с кодом категории – 3. Следовательно, применение производной «старший» по должности «кассир» не допускается.
Вопрос: Размер стимулирующей надбавки будет устанавливаться нанимателем, она будет являться и рычагом, который не позволит снизить уровень выплачиваемой заработной платы. До какого времени ее можно не пересматривать?
Ответ: В соответствии с п. 12 Указа от 18.01.2019 № 27 при совершенствовании системы оплаты труда не допускается снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда.
В дальнейшем размеры стимулирующих выплат определяются в соответствии с положением, утвержденным руководителем организации.
Вопрос: В настоящее время в некоторых организациях за работу в отрасли, по коллективному договору дается день к отпуску. Стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года учитываться не будет. Будет ли нарушением, если эта норма останется в коллективном договоре?
Ответ: В соответствии со ст. 159 ТК работникам, имеющим продолжительный стаж работы в одной организации, отрасли, наниматель может устанавливать дополнительный отпуск за продолжительный стаж работы до 3 календарных дней.
Порядок, условия предоставления и продолжительность этого отпуска определяются коллективным или трудовым договором, нанимателем.
При установлении порядка и условий предоставления дополнительного отпуска за стаж работы в отрасли полагаем целесообразным в локальном правовом акте организации определить конкретный порядок исчисления указанного стажа (какие периоды и в каких организациях учитываются).
Вопрос: Остаются ли выплаты материальной помощи согласно коллективному договору на рождение ребенка, к юбилейным датам, в связи со смертью работника или близких родственников?
Ответ: Указом от 18.01.2019 № 27 определено что размеры, порядок и условия оказания материальной помощи определяются согласно положениям, утверждаемым руководителями бюджетных организаций.
При этом определено, что материальная помощь, как правило, оказывается в связи с непредвиденными материальными затруднениями. Таким образом, в положении об оказании материальной помощи, утвержденном руководителем бюджетной организации, могут быть предусмотрены и иные основания оказания материальной помощи.
Вопрос: Может ли руководитель бюджетной организации определять какие-либо стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены государственным органом?
Руководитель бюджетной организации, подчиненной и (или) входящей в состав (систему) соответствующих государственных органов, а также бюджетной организации, подчиненной местным исполнительным и распорядительным органам, относящейся к сфере (области) деятельности соответствующих государственных органов, не может определять стимулирующие и компенсирующие выплаты дополнительно к тем, что установлены вышестоящим государственным органом.
Пунктом 10 Указа от 18.01.2019 № 27 установлено, что руководителями указанных бюджетных организаций определяются только размеры и порядок осуществления стимулирующих и компенсирующих выплат работникам этих бюджетных организаций, если указанные размеры и порядок не определены государственными органами, в подчинении которых они находятся (или относятся к их сфере (области) деятельности).
Вопрос: Указом № 27 определено, что работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. Будет ли устанавливаться данная надбавка внешнему совместителю бюджетной организации, если его основное рабочее место - в организации, не являющейся бюджетной?
Ответ: Да. Согласно нормам главы 32 Трудового кодекса совместительство – это выполнение работником в свободное от основной работы время оплачиваемой работы у того же (внутреннее совместительство) или у другого (других) нанимателя (нанимателей) (внешнее совместительство) на условиях другого трудового договора.
Следовательно, период работы по совместительству в бюджетной организации относится к периоду работы в бюджетной организации и работнику, работающему на условиях совместительства, устанавливается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях.
При этом надбавка за стаж работы в бюджетных организациях будет выплачиваться пропорционально отработанному времени.
Вопрос: Согласно постановлению Минтруда от 12.01.2000 № 4 в стаж работы по специальности по решению нанимателя засчитываются периоды работы в организациях независимо от их форм собственности, если характер выполняемой работы был аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации.
С 1 января 2020 года в стаж работы засчитывается только периоды работы в бюджетных организациях. То есть заработная плата работника уменьшится?
Ответ: Нет, заработная плата работника с 01.01.2020 уменьшиться не может, так как в соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.
Таким образом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) должно быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.
Вопрос: Включается ли с 1 января 2020 года в стаж работы в бюджетных организациях время военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь?
Ответ: В соответствии с Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премии) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:
в бюджетных организациях Республики Беларусь независимо от их ведомственной подчиненности;
в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Таким образом, периоды военной службы и службы в военизированных организациях Республики Беларусь в зачет стажа работы в бюджетных организациях не подлежат.
Одновременно хотим отметить, что в настоящее время подготовлен проект постановления Минтруда и соцзащиты «Об изменении постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 3 апреля 2019 г. № 13», которым предусматривается, что для целей исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы будут засчитываться периоды военной службы (службы) в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и военизированных организациях Республики Беларусь.
Таким образом, указанные периоды службы будут засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях после согласования данного проекта постановления заинтересованными государственными органами, проведения юридической экспертизы и официального опубликования соответствующего постановления.
Вопрос: Согласно п. 2 Указа от 18.01.2019 года № 27 работникам бюджетных организаций выплачивается надбавка за стаж работы в бюджетных организациях. В разъяснениях Минтруда и соцзащиты по вопросам совершенствования оплаты труда работников бюджетных организаций от 09.04.2019 года говорится, что стаж работы по специальности (в отрасли) с 1 января 2020 года не учитывается.
С 1 января 2020 года для выплаты надбавки за стаж необходимо пересчитать всем работникам только стаж работы, включив работу в любой бюджетной организации независимо от отраслевой принадлежности (например, образование, здравоохранение) и занимаемой должности/профессии (например, учитель, уборщик служебных помещений), либо всё-таки по занимаемой должности, но в любой бюджетной организации?
Постановления Минтруда от 12.01.2000 № 4 и Минобразования от 31.10.2002 № 45 будут отменены?
Постановление Минтруда и соцзащиты от 03.04.2018 № 40 позволяло по решению нанимателя засчитывать в стаж работы по специальности периоды работы в организациях независимо от формы собственности, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации (учителя, руководители кружков и др.). В связи с новым подходом к исчислению стажа выполнение вышеуказанных работ уже не будет засчитываться в стаж работы в бюджетных организациях?
Ответ: Согласно пункту 4 Инструкции о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, для исчисления надбавки за стаж работы в бюджетных организациях в стаж работы засчитываются периоды работы:
в бюджетных организациях Республики Беларусь;
в организациях Республики Беларусь, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций.
Данные периоды засчитываются независимо от отраслевой принадлежности указанных организаций и занимаемых работниками должностей служащих и профессий рабочих.
Периоды работы в коммерческих организациях, характер работы в которых аналогичен работе, выполняемой в бюджетной организации, в стаж работы в бюджетной организации не может быть засчитан.
При этом, возможное снижение размеров отдельных выплат (например, надбавки за стаж работы в бюджетных организациях, по сравнению с повышением тарифного оклада за работу по специальности) может быть компенсировано другими стимулирующими (компенсирующими) выплатами, которые будут устанавливаться на основании нормативных правовых актов соответствующих республиканских органов государственного управления.
В соответствии с пунктом 12 Указа Президента Республики Беларусь от 18.01.2019 № 27 снижение размеров начисленной заработной платы работников бюджетных организаций (без премии), действовавших на момент введения новых условий оплаты труда, не допускается.
Вопрос: Какие выплаты предусмотрены для водителей?
На водителей бюджетных организаций распространяются выплаты, устанавливаемые законодательством в централизованных размерах для работников бюджетных организаций:
- Указом от 18.01.2019 № 27 – надбавка за стаж работы в бюджетных организациях, премирование, материальная помощь, единовременная выплата на оздоровление;
- постановлениями Совмина – например, доплата за работу в сверхурочное время, в государственные праздники, праздничные и выходные дни;
- Инструкцией о размерах и порядке осуществления стимулирующих (кроме премий) и компенсирующих выплат, предусмотренных законодательными актами и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 – например, доплата за каждый час работы в ночное время, доплаты за совмещение профессий рабочих, расширение зон обслуживания (увеличение объема работы), исполнение обязанностей временно отсутствующего работника.
Также, для работников, в том числе для водителей, бюджетных организаций, подчиненных (входящих в состав) или относящихся к сфере (области деятельности) государственных органов, этими государственными органами устанавливаются перечни стимулирующих и компенсирующих выплат, а также размеры и порядок осуществления этих выплат при необходимости их единого регулирования.
Вопрос: По каким ставка с 01.01.2020г. будет производиться почасовая оплата труда педагога: - работающего по месту основой работы и выполняющего почасовую педработу; - работающих по гражданско-правовым договорам?
Ответ: Тарифные разряды, перечень стимулирующих и компенсирующих выплат педагогическим работникам бюджетных организаций, независимо от их ведомственной подчиненности, с 01.01.2020 определены постановлением Минобразования от 03.06.2019 № 71.
Порядок определения часовых окладов педагогических работников также относится к компетенции Министерства образования.
Обязательства, возникающих на основе договоров, предусмотренных гражданским законодательством (в том числе гражданско-правовых договоров), не регулируются нормами трудового законодательства.
Вопрос: 1. Медицинские работники (врачи - специалисты, средние медицинские работники) ежемесячно выполняют работу по оказанию скорой медицинской помощи сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов в год согласно графику работы. Количество часов, отработанных сверх продолжительности рабочего времени по основной работе каждый месяц может быть разным в зависимости от укомплектованности, отпусков, листов нетрудоспособности и т.д. Надо ли сравнивать заработную плату медицинских работников за сверх продолжительность рабочего времени по основной работе в действующих и новых условиях труда?
- Надо ли сравнивать заработную плату работников по совместительству (внешнему и внутреннему)?
Ответ:
- При проведении сравнительного анализа начисленной заработной платы медицинского работника в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 01.01.2020 оплата за работу, выполняемую медицинским работником сверх продолжительности рабочего времени по основной работе до 900 часов в рамках постановления Минздрава от 02.07.2014 № 52, не учитывается.
- Сравнение заработной платы работников (в действующих условиях с заработной платой по новым условиям оплаты труда с 01.01.2020), заключивших трудовые договора на работу по совместительству, производится с учетом фактически отработанного времени.
Вопрос: Необходимо ли извещать работников в связи с изменением условий оплаты труда (системы оплаты труда) с 01.01.2020 года. Если да, то какими образом и какими статьями ТК необходимо руководствоваться ст.65 или ст.32?
Ответ: Нет. Согласно статье 19 ТК в случае изменения законодательства о труде условия трудового договора должны быть приведены в соответствие с законодательством о труде. Таким образом, внесение изменений, связанных с вступлением в силу Указа № 27, в трудовые договоры (контракты) с работниками является приведением их в соответствие с законодательством и не является изменением существенных условий труда.
Вопрос: Какой тарифный разряд применяется к должности "Главный бухгалтер группы бухгалтерского учета и финансов"?
Ответ: Должностными обязанностями квалификационной характеристики по должности «главный бухгалтер» определено, что он осуществляет постановку и ведение бухгалтерского учета в организации исходя из структуры и особенностей деятельности организации. Обеспечивает формирование учетной политики организации, подготовку и утверждение плана счетов бухгалтерского учета организации, форм первичных учетных документов в случаях, предусмотренных законодательством, формирование и своевременное представление бухгалтерской отчетности.
Тарификация главного бухгалтера организации определена подпунктом 2.1.5 пункта 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 – на два-четыре разряда ниже тарифного разряда, установленного по должности руководителя организации.
В рассматриваемом случае требуется уточнить наименование должности, поскольку «группа бухгалтерского учета» это наименование структурного подразделения.
Вопрос: Добрый день, скажите пожалуйста, лаборант и лаборант 2 категории в 2020 году по каким разрядам будут квалифицироваться?
Ответ: К должности «лаборант» в разных сферах деятельности предъявляются различные квалификационные требования к уровню образования.
Если квалификационными требованиями к должности «лаборант» предусматривается наличие среднего специального образования, то по должности «лаборант» специалисту, не имеющему квалификационной категории, устанавливается 3 тарифный разряд, по должности «лаборант» специалисту, которому в установленном порядке присвоена 2 квалификационная категория – 4 тарифный разряд.
Если квалификационными требованиями к должности «лаборант» предусматривается наличие высшего образования, то по должности «лаборант» специалисту, не имеющему квалификационной категории, и по должности «лаборант», специалисту, которому в установленном порядке присвоена 2 квалификационная категория – устанавливаются 4 и 5 тарифные разряды соответственно.
Вопрос: Какой разряд устанавливается водителям в новых условиях оплаты? Сейчас их коэффициенты к тарифной ставке первого разряда зависят от объема двигателя автомобиля.
Ответ: С учетом тарифно-квалификационной характеристики профессии рабочего «водитель автомобиля», содержащейся в выпуске 52 Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденном постановлением Минтруда и соцзащиты от 25.11.2003 № 147, водителям автомобилей следует присвоить в установленном порядке необходимые разряды в соответствии с выполняемой работой (в зависимости от того, к какой категории относится управляемое ими механическое транспортное средство).
С 1 января 2020 г. водителям автомобилей устанавливается кратный размер базовой ставки по таблице 3 приложения к постановлению Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13 в зависимости от разряда, соответствующего выполняемой работе, согласно характеристике работ по данной профессии.
Вопрос: Пункт 5 Указа от 18.01.2019 № 27 гласит: «На выплату заработной платы, осуществление единовременной выплаты на оздоровление и оказание материальной помощи направляются средства, предусматриваемые в соответствующих бюджетах, средства, получаемые от осуществления приносящей доходы деятельности, а также средства из иных источников, не запрещенных законодательством, если иное не установлено Президентом РБ». Средства на оказание материальной помощи в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов устанавливаются за счет всех источников или за счет средств внебюджета этот размер можно увеличить?
Ответ: Указом от 18.01.2019 № 27 установлен конкретный размер средств, которые ежегодно можно направлять на оказание материальной помощи – 0,3 среднемесячной суммы окладов работников, независимо от источников их финансирования. Т.е. увеличивать установленный Указом размер средств, направляемых на материальную помощь нельзя. При этом на материальную помощь работников, содержащихся за счет бюджета, направляются средства бюджета в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников, а на материальную помощь работников, содержащихся за счет внебюджета, направляются внебюджетные средства в размере 0,3 среднемесячной суммы окладов этих работников.
Вопрос: Какой тарифный разряд установить с 1 января 2020 года старшему кассиру?
Ответ: Частью второй п. 5 Общих положений Единого квалификационного справочника должностей служащих, утвержденных постановлением Минтруда и соцзащиты от 02.01.2012 № 1, определено, что наименование производной должности «старший» предусматривается для должностей специалистов (код категории – 2), по которым не установлено квалификационное категорирование.
Выпуск 1 ЕКСД содержит квалификационную характеристику по должности другого служащего «кассир» (код категории – 3). Следовательно, применение производной «старший» по должности «кассир» не допускается.
Другим служащим, должности которых являются общими для всех видов экономической деятельности, в том числе кассиру, с 01.01.2020 устанавливается 2 тарифный разряд.
Вопрос: С какой даты необходимо исчислять стаж работы в бюджетных организациях?
Ответ: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 № 193-XII, определившая полный государственный суверенитет Республики Беларусь, вступила в силу с 19 сентября 1991 г.
Вопрос: 1. Как планировать фонд оплаты труда на 2020 год?
- Как использовать экономию по 5%-му премиальному фонду, общую экономию по фонду оплаты труда?
- Можно ли использовать новые условия оплаты труда на внебюджетных работников?
- Чем сохранить уровень оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников: за счет установления доплаты до минимальной заработной платы или стимулирующей надбавкой?
- В таблице 1 Постановления № 13 установлены тарифные разряды заведующим по строке 6, как установить тарифный разряд заведующей прачечной, так как данная должность отсутствует в таблице 1?
Ответ:
- Вопросы планирования фонда оплаты труда на 2020 год не относятся к компетенции Минтруда и соцзащиты.
- В соответствии с нормами Указа от 18.01.2019 № 27 на премирование направляются средства в размере 5 процентов от суммы окладов работников. Соответственно, все эти средства направляются на премирование.
Средства, сэкономленные по фонду оплаты труда за отчетный период, можно направлять на выплату надбавок и доплат, размер которых, в соответствии с законодательством, определяет руководитель бюджетной организации.
- Да. В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке и условиях оплаты труда работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, условия оплаты труда, установленные законодательством для работников бюджетных организаций, применяются в отношении всех работников этих организаций независимо от источника их финансирования.
- В соответствии с нормами Указа от 18.01.2019 № 27 руководители бюджетных организаций наделяются полномочиями по установлению порядка и размеров стимулирующих и компенсирующих выплат за счет средств, выделенных в бюджете на оплату труда работников бюджетных организаций, а также средств, полученных от осуществления приносящей доходы деятельности, и из иных источников, не запрещенных законодательством.
Реализация данного Указа позволит исключить для работников бюджетных организаций такой вид выплаты как доплаты до минимальной заработной платы, а поддержание уровня заработной платы работников не ниже МЗП производить за счет стимулирующих и компенсирующих выплат, в пределах средств, предусмотренных на оплаты труда (с учетом средств, выделяемых в настоящее время на доплаты до МЗП).
- В случае, если должность руководителя структурного подразделения не поименована в таблице 1 постановления Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13, то тарификация руководителей структурных подразделений определяется в соответствии с подп. 2.1.4 п. 2 Инструкции о порядке установления тарифных разрядов по должностям (профессиям) работников бюджетных организаций и иных организаций, получающих субсидии, работники которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты от 03.04.2019 № 13.
Вопрос: Что должно включать в себя непосредственно в тексте, дополнительное соглашение к трудовым договорам, в связи с изменением условий оплаты труда работников бюджетных организаций с 1 января 2020 года? Возможно есть какие-либо разработанные образцы дополнений?
Ответ: Дополнительное соглашение к трудовым договорам, в связи с изменением условий оплаты труда работников с 1 января 2020 г. должно содержать все сведения по оплате труда работника в новых условиях – наименование и размеры видов выплат в соответствии с законодательством (оклад, стимулирующие и компенсирующие выплаты, другие выплаты в соответствии с законодательством). В случае, если размеры, порядок и условия выплат определены соответствующими положениями, это указывается в дополнительном соглашении.