Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Все о проверках инспекции труда
Опубликовано: 01.03.2017 15:13 - 2215 просмотров

Как назначается проверка

В первую очередь Департамент формирует и утверждает сводный план проверок на каждое полугодие и направляет его в КГК. Координационный план проверок утверждается органами КГК и размещается на официальном сайте в глобальной компьютерной сети Интернет.

Территориальное структурное подразделение Департамента обязано приступить к проведению плановой проверки в течение календарного месяца, указанного в координационном плане.

О проведении плановой проверки по соблюдению законодательства о труде и (или) об охране труда проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения.

Следует отметить, что в указанный срок не включается 3-дневный срок, необходимый для доставки уведомления проверяемому субъекту.

Данное уведомление, которое подписывается начальником областного, Минского городского управления (либо лицом, исполняющим его обязанности), направленное по последнему известному Департаменту месту нахождения (жительства, в случае если проверяемый – ИП) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления независимо от фактического получения проверяемого субъекта хозяйствования.

Департамент может проводить отдельно проверку как по соблюдению законодательства о труде, так и об охране труда, а также эти два вопроса могут проверяться совместно.

В уведомлении о проведении плановой проверки в обязательном порядке указываются вопросы, которые подлежат проверке. В случае если в организации одновременно запланирована проверка по соблюдению законодательства о труде и об охране труда, то тогда в уведомление включаются обе группы вопросов.

Примерный перечень вопросов определен приказом Департамента от 28.11.2012 № 18 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию об осуществлении государственного надзора за соблюдением законодательства о труде и об охране труда государственными инспекторами труда". Условно данный перечень можно разделить на два блока: вопросы, подлежащие проверке при соблюдении законодательства об охране труда, и вопросы, подлежащие проверке по соблюдению законодательства о труде.

До начала проведения проверки должностное лицо Департамента обязано предъявить проверяемому субъекту или его представителю служебное удостоверение, предписание на проведение проверки, а также внести необходимые сведения в книгу учета проверок (в случае ее наличия).

В случае непредставления представителем субъекта хозяйствования книги учета проверок информация об этом указывается в акте (справке) проверки.

Вопросы, проверяемые в ходе проверки соблюдения законодательства о труде:

  1. Соблюдение работниками трудовой дисциплины, привлечение к ответственности работников, допустивших нарушение трудовой дисциплины.
  2. Прием, перевод, перемещение работников, а также прекращение трудовых правоотношений.
  3. Обеспечение исполнения нормативных правовых актов в сфере применения контрактной формы найма.
  4. Ведение, хранение и выдача трудовых книжек работников.
  5. Своевременность выплаты заработной платы. Выплата заработной платы не ниже минимальной заработной платы, установленной законодательством, а также в части порядка применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь.
  6. Оплата за работу в сверхурочное время, государственные праздники, праздничные и выходные дни, компенсация за работу в выходной день, государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими.
  7. Предоставление работникам трудовых и социальных отпусков.
  8. Порядок и сроки применения дисциплинарных взысканий.
  9. Порядок привлечения работников к материальной ответственности.
  10. Выполнение требований законодательства по соблюдению трудовой дисциплины.
  11. Условия трудовых договоров (контрактов).
  12. Рабочее время и время отдыха.
  13. Предоставление гарантий и компенсаций.
  14. Предоставление дополнительных гарантий, установленных законодательством, при заключении (продлении) контрактов с отдельными категориями работников.
  15. Правомерность и порядок отстранения работников от работы.
  16. Регулирование трудовых отношений отдельных категорий работников (руководителей организаций, женщин, работников, имеющих семейные обязанности, молодежи, инвалидов, работников с неполным рабочим временем, временных работников, сезонных работников, работников-надомников, домашних работников, совместителей, работников отдельных отраслей экономики и отдельных профессий).

Вопросы, проверяемые в ходе проверки соблюдения законодательства об охране труда

Примерный перечень вопросов, подлежащих проверке при проведении плановой проверки по соблюдению законодательства об охране труда:

  1. Наличие и содержание организационно-распорядительной документации и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда. Назначение должностных лиц, ответственных за организацию охраны труда.
  2. Разработка и внедрение процедур, обеспечивающих идентификацию опасностей, оценку профессиональных рисков, подготовку и реализацию мероприятий по снижению профессиональных рисков, анализ их эффективности.
  3. Осуществление контроля за соблюдением нормативных правовых актов по охране труда, распространяющихся на деятельность организации.
  4. Предоставление работникам, занятым на производстве с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, связанных с загрязнением или выполняемых в неблагоприятных температурных условиях, специальной одежды, специальной обуви и других необходимых средств индивидуальной защиты, смывающих и обеззараживающих средств в соответствии с установленными нормами.
  5. Выделение финансовых средств, оборудования и материалов для осуществления предусмотренных коллективными договорами, соглашениями, планами мероприятий по охране труда, профилактике производственного травматизма, улучшению условий труда, санитарно-бытового обеспечения, медицинского и лечебно-профилактического обслуживания работников.
  6. Обеспечение безопасности при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективной эксплуатации средств коллективной защиты и применения средств индивидуальной защиты.
  7. Наличие санитарно-бытовых помещений (гардеробные, умывальные, туалеты, душевые, комнаты личной гигиены, помещения для приема пищи (столовые), обогрева, отдыха, обработки, хранения и выдачи средств индивидуальной защиты и др.), оснащенных необходимыми устройствами и средствами, организация питьевого водоснабжения.
  8. Соблюдение требований охраны труда при организации рабочих мест для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности.
  9. Осуществление подготовки (обучения), инструктажа, переподготовки, стажировки, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.
  10. Информирование работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, о существующих рисках повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда.
  11. Обеспечение в установленном законодательством порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, разработку и реализацию мер по их профилактике.
  12. Отстранение от работы работающих, появившихся на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, не прошедших инструктаж, проверку знаний по охране труда, не использующих требуемые средства индивидуальной защиты, обеспечивающие безопасность труда, не прошедших медицинский осмотр в случаях, предусмотренных законодательством.
  13. Включение в гражданско-правовой договор существенных (обязательных) условий, предусмотренных Указом от 06.07.2005 № 314 "О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам".

Срок проверки можно перенести

В случае необходимости проверяемый субъект вправе обратиться с заявлением о переносе срока проведения проверки с обязательным указанием причин не позднее 3 рабочих дней со дня получения уведомления о проведении проверки.

Такими причинами, в частности, могут быть:

  • недостаточное количество времени для подготовки к проверке (сбор и систематизация документов);
  • нахождение ответственного работника в запланированном отпуске (согласно графику отпусков), на "больничном";
  • отсутствие руководителя организации (служебная командировка) и т.д.

При переносе срока проверки государственные органы руководствуются наличием уважительных причин, препятствующих проведению проверки в запланированный срок. Следовательно, рекомендуется подготовить документы (копии документов), подтверждающие наличие обстоятельств, препятствующих проведению проверки в месяце, запланированном государственным органом.

Решение о переносе срока проведения плановой проверки может быть принято директором Департамента не позднее 2 рабочих дней со дня получения заявления проверяемого субъекта.

По инициативе проверяемого субъекта срок может быть перенесен только один раз.

Сроки проведения плановой проверки

Срок проведения плановой проверки устанавливается начальником областного, Минского городского управления и не может превышать 30 рабочих дней (для ИП – 15).

При наличии значительного объема документов, подлежащих проверке, а также при необходимости проведения значительного количества контрольных мероприятий (инвентаризаций, исследований и др.) должностное лицо Департамента (руководитель проверки) не позднее чем за 10 рабочих дней до окончания проверки информирует начальника областного, Минского городского управления о необходимости продления срока проверки.

Срок проведения плановой проверки может быть однократно продлен, но не более чем на 15 рабочих дней министром труда и социальной защиты Республики Беларусь (его заместителем).

Предусмотрена возможность приостановления проведения плановой проверки при наличии таких обстоятельств, как (п. 27 главы 6 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом от 16.10.2009 № 510):

  • проведение исследований (испытаний) или экспертизы, направленных на установление фактов для целей проверки;
  • необходимость восстановления проверяемым субъектом документов, необходимых для проведения проверки;
  • направление запроса в компетентные органы, в т.ч. иностранных государств;
  • необходимость получения проверяемым субъектом документов и сведений, истребованных должностным лицом Департамента, за пределами Республики Беларусь;
  • невозможность продолжения проверки из-за отсутствия в силу временной нетрудоспособности проверяющего или в силу временной нетрудоспособности, а также по иной причине представителя проверяемого субъекта.

Приостановление проведения плановой проверки возможно по инициативе должностного лица Департамента. Проведение проверки может быть приостановлено на срок, не превышающий 3 месяцев (в случае направления запроса в компетентные органы иностранных государств – не превышающий 6 месяцев), по решению министра труда и социальной защиты Республики Беларусь.

Способы проведения проверки

При проведении проверки проверяющие обязаны выяснить все существенные для принятия обоснованного решения факты и обстоятельства.

При проведении проверки проверяющий (руководитель проверки) самостоятельно определяет методы и способы ее осуществления.

Как правило, проверки происходят по месту нахождения проверяемого субъекта следующими способами (подп. 1.2 постановления Минтруда и соцзащиты от 11.12.2009 № 144 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510"):

  • посещение и осмотр служебных, производственных и иных помещений (объектов) проверяемого субъекта;
  • проверка у представителей проверяемого субъекта документов, удостоверяющих личность, и (или) документов, подтверждающих полномочия;
  • в рамках вопросов, подлежащих проверке, истребование и получение от проверяемого субъекта необходимых для проверки документов (их копий), в т.ч. в электронном виде, иной информации, касающейся его деятельности и имущества;
  • истребование в пределах своей компетенции на безвозмездной основе у государственных органов, иных организаций и физических лиц, обладающих информацией и (или) документами, имеющими отношение к деятельности и (или) имуществу проверяемого субъекта, необходимой для проверки информации и (или) документов;
  • привлечение экспертов, специалистов;
  • получение доступа в пределах своей компетенции к базам и банкам данных проверяемого субъекта с учетом требований законодательства об информации, информатизации и защите информации;
  • вызов в Департамент представителей проверяемого субъекта, а также других лиц, имеющих документы или информацию о деятельности проверяемого субъекта;
  • использование при проведении проверки технических средств, в т.ч. аппаратуры, осуществляющей звуко- и видеозапись, кино- и фотосъемку, ксерокопирование, устройств для сканирования документов, идентификаторов скрытых изображений, для контроля за соблюдением законодательства, сбора и фиксации доказательств, подтверждающих факты правонарушений;
  • изъятие у проверяемого субъекта в порядке, установленном законодательством, подлинников документов, имеющих отношение к выявленным нарушениям, на срок, не превышающий срок проведения проверки, либо истребование выписок из них или копий;
  • истребование письменных и устных объяснений от представителей проверяемого субъекта, иных лиц по вопросам, возникающим в ходе проведения проверки;
  • проведение в порядке, установленном Совмином или нормативными правовыми актами Госстандарта, отбора проб и образцов продукции и направление их в аккредитованные испытательные центры (лаборатории) для определения ее соответствия требованиям технических нормативных правовых актов;
  • расследование в установленном законодательством порядке несчастных случаев на производстве, участие в расследовании профессиональных заболеваний.

В ходе проведения проверки проверяющий вправе изъять оригиналы документов, но только в случаях:

  • если невозможно снять с них копии (получить выписки из них);
  • если у проверяющего имеются безусловные основания полагать, что оригиналы документов будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены.

(Продолжение следует.)

Виктория Высотенко, юрист

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос