(Окончание. Начало см.: "Моя бухгалтерия. Опыт проверок". – 2017. – № 2. –
С. 15–21, № 3. – С. 23–29.)
Чтобы защитить свои интересы, проверяемой организации необходимо знать порядок оформления результатов проверки и свои возможности для обжалования этих результатов. Рассмотрим далее данные вопросы. Также разберем, какая ответственность применяется к организации и ее должностным лицам, если проверяющие нашли нарушения законодательства о труде и охране труда.
Как оформляются результаты проверки
Проверяющий составляет акт или справку
В акте проверки указываются все выявленные нарушения, причем не в абстрактной форме, а с указанием конкретного пункта нарушения нормативного правового акта, также в акт включаются нарушения, которые были устранены в ходе проверки.
Акт проверки:
- составляется в срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки (т.е. того дня, который указан в книге проверок) с указанием даты подписания (датой подписания является дата составления акта проверяющим);
- составляется в количестве не менее 2 экземпляров;
- подписывается проверяющим либо руководителем проверки, если проверяющих было несколько;
- в течение 2 рабочих дней с даты подписания проверяющим вручается под роспись либо направляется заказным письмом с уведомлением о вручении проверяемому субъекту.
Организация имеет право написать возражения на акт проверки
Если акт вручается под роспись и проверяемый субъект не согласен с изложенными в акте проверки нарушениями, то перед подписанием акта необходимо сделать отметку о том, что имеются возражения по акту (п. 71 Положения).
Возражения по акту проверки подаются проверяемым субъектом в срок не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта проверки в письменном виде в то структурное подразделение Департамента, которое проводило проверку.
Обоснованность доводов, изложенных в возражении, изучается проверяющим, и в течение 15 рабочих дней составляется письменное заключение, которое направляется проверяемому субъекту заказной корреспонденцией с уведомлением или вручается под роспись.
При этом в течение 2 рабочих дней со дня поступления возражений проверяющий может обратиться к начальнику областного, Минского городского управления Департамента за разрешением провести дополнительную проверку. Данное решение принимается в течение 3 рабочих дней.
Срок проведения дополнительной проверки не может превышать 10 рабочих дней, и при ее проведении изучается исключительно правомерность изложенных в возражении доводов. Если проводилась дополнительная проверка, письменное заключение по возражениям направляется проверяемому субъекту заказным письмом с уведомлением о вручении либо
вручается под роспись не позднее 10 рабочих дней со дня завершения дополнительной проверки.
Вынесение решения по акту проверки
Следующим этапом проверки после составления акта и рассмотрения возражений, если они были представлены проверяемым субъектом, является вынесение Директором Департамента (либо лицом, его заменяющим) решения по акту проверки.
Решение по акту проверки или требование (предписание) об устранении нарушений, установленных в ходе проведения проверки, выносится на основании акта проверки в течение 30 рабочих дней:
- со дня вручения (направления) акта проверки проверяемому субъекту или его представителю;
- в случае подачи возражений – со дня вручения (направления) проверяемому субъекту или его представителю заключения по этим возражениям (п. 73 Положения).
Решение по акту проверки тоже можно обжаловать
Решение по акту проверки, требование об устранении нарушений обязательны для исполнения проверяемым субъектом. О выполнении каждого пункта требования об устранении нарушений проверяемый субъект в сроки, установленные в этом требовании, письменно сообщает контролирующему органу, проводившему проверку.
Организация имеет право обжаловать решение проверяющего по акту проверки, требование об устранении нарушений, действия (бездействие) проверяющих (п. 78 Положения).
Жалоба подается на имя должностного лица Департамента, которому проверяющий непосредственно подчиняется, в течение 30 календарных дней с момента вынесения акта проверки или требования об устранении нарушений.
Если срок пропущен по уважительной причине, этот срок по заявлению организации может быть восстановлен.
Срок рассмотрения жалобы – 1 месяц со дня ее получения.
Ответственность за выявленные нарушения законодательства по труду
Нарушения законодательства по труду и охране труда и ответственность за такие нарушения систематизированы далее в таблице.
Нарушение | Кто несет ответственность | Размер штрафа | Норма КоАП |
1 | 2 | 3 | 4 |
Нарушение требований по охране труда | |||
Нарушение требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в т.ч. в технических и локальных нормативных правовых актах, за исключением совершения нарушений, предусмотренных частью второй ст. 9.17 КоАП | Должностное или иное уполномоченное лицо работодателя
| От 5 до 40 базовых величин (далее – БВ)
| Часть первая ст. 9.17
|
Допуск к выполнению работ (оказанию услуг) лица, не прошедшего предварительный, периодический или предсменный медицинский осмотр либо освидетельствование на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, в случаях, когда прохождение таких осмотра либо освидетельствования обязательно в соответствии с законодательством об охране труда, либо неотстранение от выполнения работ (оказания услуг) лица, заведомо находящегося в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ | -//-
| От 8 до 45 БВ
| Часть вторая ст. 9.17 КоАП
|
За данные нарушения, совершенные повторно в течение 1 года после наложения административного взыскания, – штраф в размере от 15 до 50 БВ | |||
Нарушение законодательства в сфере коллективных трудовых отношений | |||
Непредставление лицом, уполномоченным в соответствии с законодательством представлять нанимателя, информации, необходимой для ведения коллективных переговоров | Должностное или иное уполномоченное лицо работодателя | От 4 до 10 БВ
| Часть первая ст. 9.18
|
Неисполнение обязательного для сторон коллективного трудового спора решения трудового арбитража
| Должностное или иное уполномоченное лицо работодателя | От 10 до 40 БВ
| Часть вторая ст. 9.18
|
Действия, создающие препятствия исполнению своих трудовых обязанностей работником, не участвующим в забастовке
| Должностное или иное уполномоченное лицо работодателя | От 20 до 50 БВ
| Часть третья ст. 9.18
|
Нарушение законодательства о труде | |||
Нарушение порядка и сроков выплаты заработной платы
| Наниматель или уполномоченное должностное лицо нанимателя | От 4 до 20 БВ
| Часть первая ст. 9.19
|
Юридическое лицо | До 100 БВ | -//- | |
Непроведение нанимателем или уполномоченным должностным лицом нанимателя в установленных законодательством случаях аттестации рабочих мест по условиям труда, нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, представление нанимателем либо уполномоченным должностным лицом нанимателя документов по аттестации рабочих мест по условиям труда, содержащих недостоверные сведения | Наниматель или уполномоченное должностное лицо нанимателя
| От 20 до 50 БВ
| Часть третья ст. 9.19
|
Юридическое лицо | До 100 БВ |
| |
Иные нарушения законодательства о труде, кроме нарушений, предусмотренных ст. 9.16–9.18 и частями первой и третьей ст. 9.19 КоАП, причинившие вред работнику
| Наниматель или уполномоченное должностное лицо нанимателя | От 2 до 20 БВ
| Часть четвертая ст. 9.19
|
Сокрытие страхового случая | |||
Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний | Наниматель или уполномоченное должностное лицо нанимателя | От 2 до 10 БВ
| Ст. 9.20
|
Юридическое лицо | От 50 до 100 БВ | ||
Нарушение требований заключения гражданско-правовых договоров | |||
Несоблюдение письменной формы гражданско-правовых договоров на выполнение работ, оказание услуг или создание объектов интеллектуальной собственности, заключаемых юридическим лицом с гражданами, а равно отсутствие в этих договорах условий, установленных законодательством
| Юридическое лицо
| В размере 10 % от суммы договора, а при невозможности ее установления – до 15 БВ | Ст. 9.25
|
Непредставление документов, отчетов и иных материалов | |||
Непредставление в установленные сроки документов, отчетов, сведений или иных материалов, подлежащих представлению в соответствии с законодательством, либо представление таких документов, отчетов, сведений или иных материалов, содержащих заведомо недостоверные сведения | Должностное или иное уполномоченное лицо
| От 4 до 20 БВ
| Ст. 23.16
|
Оформление административного нарушения
В функции Департамента включено составление протоколов и рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях и порядке, установленных законодательными актами (подп. 7.18 Положения о Департаменте государственной инспекции труда Минтруда и соцзащиты, утвержденого постановлением Совмина от 29.07.2006 № 959 «Вопросы Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь»).
Уполномоченным должностным лицам Департамента предоставлено право составлять протоколы об административных правонарушениях (ст. 3.23 ПиКоАП) за совершение действий, предусмотренных ст. 9.17, 9.18, частями первой и четвертой ст. 9.19, ст. 9.20, 9.25 и 23.16 КоАП.
В случае выявления нарушения законодательства о труде и об охране труда государственным инспектором труда на организацию либо на должностное лицо нанимателя составляется протокол об административном правонарушении.
Представитель юридического лица, уполномоченное должностное лицо юридического лица, совершившие правонарушение, вправе представить прилагаемые к протоколу объяснения и замечания по содержанию протокола.
Дело об административном правонарушении рассматривается государственным инспектором труда в 15-й срок со дня вручения физическому лицу или представителю юридического лица протокола об административном правонарушении.
По результатам рассмотрения выносится одно из следующих постановлений по делу об административном правонарушении:
- о наложении административного взыскания;
- о прекращении дела об административном правонарушении.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано (опротестовано) вышестоящему должностному лицу Департамента или в суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Жалоба (протест) рассматривается должностным лицом, уполномоченным рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления.
Виктория Высотенко, юрист