Нормативное регулирование определения размера вреда
В настоящее время действуют два нормативных документа, регулирующих порядок определения размера вреда, выявленного при проведении проверок:
1) постановление № 1001, утвердившее Положение;
2) постановление Минфина и Минэкономики от 24.03.2003 № 39/69, утвердившее Инструкцию о порядке определения размера причиненного государственному имуществу вреда в связи с утратой, повреждением (порчей), недостачей при проведении проверок финансово-хозяйственной деятельности государственных юридических лиц (далее – Инструкция № 39/69).
В такой ситуации правомерно возникает вопрос, каким из двух действующих нормативных правовых актов руководствоваться при определении размера вреда.
Обоснованным ответом на этот вопрос будет приведенный далее анализ норм законодательства.
Аргумент 1.
С принятием постановления № 1001 утратило силу постановление Совмина от 13.01.2003 № 22 "О размере вреда, причиненного государственному имуществу", в развитие которого была принята Инструкция № 39/69 (п. 2 постановления № 1001).
Аргумент 2.
Действующая Инструкция № 39/69 утверждена постановлением Минфина и Минэкономики.
При этом нормами ст. 10 Закона от 10.01.2000 № 361-З "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" определено, что законы, декреты, указы, постановления палат Парламента – Национального собрания, постановления Совмина, Пленума Верховного Суда, Пленума ВХС, акты Генерального прокурора имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления и Нацбанка, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов.
Следовательно, постановление № 1001, принятое Совмином, имеет большую юридическую силу по сравнению с Инструкцией № 39/69, утвержденной Минфином и Минэкономики.
Аргумент 3.
Нормами п. 4 постановления № 1001 регламентировано республиканским органам государственного управления в трехмесячный срок приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим постановлением. Данный аргумент позволяет сделать вывод: при расчете размера вреда необходимо руководствоваться требованиями Положения.
Итак, три аргумента подтверждают: с 11.12.2016 размер вреда при проверках определяется исходя из норм Положения.
Отдельные случаи определения вреда согласно постановлению № 1001
Нормами п. 4 Положения предусмотрено, что если на законных основаниях бухгалтерский учет в организации может не вестись и (или) могут отсутствовать документы, отражающие денежную оценку имущества, то в таком случае вред определяется на основании информации, полученной из других источников.
Например, исходя из регулируемых цен, сведений, полученных от продавцов (исполнителей) идентичных товаров (работ, услуг) или из их информационных материалов, справочников, каталогов, периодических изданий, информационных материалов изготовителей, исполнителей, субъектов торговли (в т.ч. размещенных на сайтах в глобальной компьютерной сети Интернет).
Отражение в учете
Бухгалтерский учет сумм возмещения вреда, причиненного нанимателю по вине работника
Суммы возмещения вреда, причиненного нанимателю по вине работника, в бухгалтерском учете отражаются записями, приведенными ниже в таблице.
Способы возмещения вреда работником | Корреспонденция субсчетов | |
дебет | кредит | |
Перечисление суммы вреда на счет в банке | 100, 102, 103, 111, 118 | 170 |
Внесение суммы вреда в кассу организации | 120, 121 | 170 |
Удержание суммы вреда из заработной платы | 180 | 170 |
Напомним, что согласно ст. 401 ТК вред полностью или частично может быть возмещен путем передачи работником равноценного имущества или исправления поврежденного. В этом случае составляется акт о приеме-передаче имущества взамен утраченного.
Налогообложение возмещаемых сумм
В соответствии с п. 5 ст. 97 НК при исчислении НДС удержанные в счет возмещения ущерба суммы в налоговую базу не включаются. Кроме того, "входной" НДС по утраченным товарам вычету не подлежит (часть первая подп. 19.15 ст. 107 НК).
При налогообложении прибыли сумма возмещения ущерба в части стоимости недостающих внебюджетных активов отражается в составе внереализационных доходов на дату поступления этих сумм (подп. 3.7 ст. 128 НК).
Вывод
Подводя итог сказанному выше, приведем общий алгоритм определения вреда (в т.ч. реального ущерба), причиненного государству, юридическим лицам и ИП противоправными действиями (см. табл. 2).
Сравнительная характеристика сроков, оснований и размера при определении вреда
Субъекты и объекты применения нормативных документов | Постановление № 1001 (нормы Положения) | Инструкция № 39/69 | |
1 | 2 | 3 | |
Контролируемые организации
| Субъекты хозяйственной деятельности: государство; юридические лица; ИП (п. 1) | Государственные юридические лица
| |
Примечание. Перечень контролируемых субъектов по постановлению № 1001 значительно расширился – в настоящее время ими являются все субъекты хозяйствования. Инструкцией № 39/69 определен порядок расчета размера вреда для государственных юридических лиц | |||
Имущество
| Имущество, принадлежащее: государству; юридическим лицам; ИП (п. 1) | Государственное имущество, под которым понимается имущество (включая денежные средства), которое закреплено за организациями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и принято ими к бухгалтерскому учету (пп. 2, 3) | |
Примечание. Число объектов для исчисления размера вреда по постановлению № 1001 также существенно возросло | |||
Дата причинения вреда | День (период) совершения противоправных действий (п. 2) | Дата составления акта проверки (п. 8) | |
Дата расчета размера причиненного вреда
| Дата причинения вреда исходя из денежной оценки имущества, числящегося в бухгалтерском учете, и (или) документов, отражающих денежную оценку имущества (п. 3) | Дата составления акта проверки (п. 8)
| |
Примечание. По постановлению № 1001 размер вреда в случае его возникновения до начала проверки будет исчисляться за период больший, по сравнению с периодом, установленным Инструкцией № 39/69 | |||
Случаи, при которых определяется размер причиненного вреда
| Недостача
| Хищение, повреждение (порча), недостача, умышленное уничтожение и утрата государственного имущества | |
Списание имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов) |
| ||
Излишняя выплата (переплата) денежных средств
| Незаконное пользование денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного их получения или сбережения в установленные законодательством или договором сроки | ||
Недоплата (недополучение) денежных средств |
| ||
Ухудшение характеристик имущества, в т.ч. в случае его разукомплектования, повреждения, порчи, при которых экономически целесообразно восстановление характеристик имущества |
| ||
Отчуждение имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с актами законодательства
| Отчуждение государственного имущества ниже стоимости, определенной в соответствии с законодательством (п. 8) | ||
| Завышение (занижение) фактически оплаченной по сравнению с определенной в соответствии с актами законодательства (при их наличии) стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) (п. 4) |
| |
Примечание. Перечень случаев – оснований для определения размера вреда по постановлению № 1001 дополнен; в частности, позиции, которые не вошли в Инструкцию № 39/69: списание имущества сверх установленных норм (нормативов, лимитов); завышение (занижение) фактически оплаченной по сравнению с определенной стоимости (цен, тарифов) товаров (работ, услуг) | |||
Методика расчета размера вреда
| Для каждого из перечисленных в предыдущем пункте данной таблицы случаев установлен соответствующий порядок определения размера причиненного вреда | ||
В целом он заключается в расчете разницы между двумя денежными оценками имущества (п. 4). При определении размера нанесенного вреда в отношении основных средств или нематериальных активов их денежная оценка уменьшается на сумму амортизационных отчислений, рассчитанных в соответствии с законодательством (п. 3) | При определении размера причиненного государственному имуществу вреда предусмотрен дифференцированный подход для каждого вида государственного имущества (п. 8)
|
1. Выяснение необходимости определения использования в законодательных актах единого понятия терминов "ущерб" и "вред".
2. Разработка методов определения размера вреда (ущерба) исходя из коммерческой оценки, включающей расходы на восстановление, приобретение или создание поврежденного (испорченного) имущества, а не балансовой оценки, определяемой по данным бухгалтерского учета.
3. Определение размера вреда (ущерба) с учетом налогов, страховых взносов и иных обязательных платежей.
4. Использование положений постановления № 1001 при определении размера вреда (ущерба) не только в ходе проверок, но и в ходе иных мероприятий.
Людмила Еськова, доцент, канд. экон. наук