Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Прямая норма: путевые листы вести не нужно
Опубликовано: 13.05.2021 17:31 - 5281 просмотр

Цель данной публикации – разобраться с ситуацией, которая в настоящее время сложилась с путевыми листами.

Подпунктом 4.5 Декрета от 23.11.2017 № 7 "О развитии предпринимательства" (далее – Декрет № 7) установлено, что субъекты хозяйствования при осуществлении транспортной деятельности выполняют автомобильные перевозки без оформления путевых листов. Указанная норма действует с 26 февраля 2018 г.

Тем не менее, одновременно при отсутствии обязанности вести путевые листы действует постановление Минтранса от 29.03.2012 № 25 "Об установлении форм путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров, утверждении Инструкции о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров и признании утратившими силу постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 6 октября 2003 г. № 44 и от 28 марта 2008 г. № 38" (далее – постановление № 25).

 Постановление № 25:

устанавливает формы 5 видов путевых листов, в т. ч. путевого листа легкового автомобиля;

утверждает инструкцию, которая определяет порядок их заполнения, – Инструкцию о порядке оформления путевых листов при выполнении автомобильной перевозки пассажиров;

разрешает применять бланки путевых листов типовых форм 5(и) и 1(ри), изготовленные до вступления в силу постановления № 25 до их полного использования;

признает утратившими силу 2 постановления Минтранса, которые ранее регулировали аналогичные вопросы.

Кроме того, в ст. 40 Закона от 14.08.2007 № 278-З "Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках" среди транспортных документов значится и путевой лист.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ

В настоящее время в законодательстве, принятом до вступления в силу подп. 4.5 Декрета № 7, еще действуют нормы, касающиеся путевых листов, которые не учитывают отмену их использования.

Так, юридические лица, осуществляющие деятельность в области автомобильного транспорта, на осуществление которой не требуется лицензия, обязаны организовывать проведение контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (часть вторая ст. 34 Закона от 05.01.2008 № 313-З "О дорожном движении"). Отметка о таком контроле должна быть проставлена именно в путевом листе (п. 5 Инструкции о порядке проведения контроля состояния водителей механических транспортных средств, самоходных машин на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном употреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденной постановлением Минтранса и Минсельхозпрода от 09.07.2013 № 25/28 (далее – Инструкция № 25/28)).

Еще летом 2018 г. Минтранс и Минсельхозпрод выносили на общественное обсуждение проект постановления о внесении дополнений и изменений в Инструкцию № 25/28, в котором предлагали вместо путевого листа производить отметку о контроле водителей в журнале регистрации водителей, допущенных к работе. Однако указанные дополнения и изменения так и не были приняты.

Вопрос, куда все-таки нужно проставлять отметку о допуске водителя к дорожному движению при отсутствии путевого листа, остается открытым.

ПУТЕВЫЕ ЛИСТЫ: ВЕСТИ ИЛИ НЕ ВЕСТИ?

В высокотехнологичный век использовать бумажный вариант путевого листа, в т. ч. и для списания топлива, по мнению автора, довольно-таки архаично. Дело в том, что в настоящие время современные системы (например, аналитическая система GPS-мониторинга транспорта и контроля сотрудников) позволяют решать все задачи, которые раньше решались с помощью путевых листов (за исключением разве что проставления отметок о допуске), в т. ч.:

предоставлять информацию о маршруте движения транспортного средства, в т. ч. о его скорости и остановках;

производить расчеты пробега и расхода топлива для бухгалтерского учета топлива;

определять реальный достоверный расход топлива по транспортному средству, в т. ч. фиксировать информацию о количестве слитого из бака или недолитого в бак на заправке топлива;

вести учет рабочего времени водителей.

Но для того, чтобы указанные системы полностью заменили путевые листы, необходимо внести соответствующие изменения в законодательство, и у субъекта хозяйствования должен быть выбор: путевой лист или другой аналогичный документ либо технологии. А пока этого нет, каждый субъект хозяйствования самостоятельно вправе определиться с необходимостью ведения путевых листов.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос