Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Проверки госконтроля в сфере организации питания в организациях здравоохранения
Опубликовано: 11.12.2018 11:55 - 2661 просмотр

Коллегия Комитета госконтроля рассмотрела результаты аудита эффективности использования бюджетных средств, выделенных на питание пациентов государственных организаций здравоохранения.

Согласно результатам аудита в этой сфере имеется немало проблем.

Отсутствует единый подход к организации питания в учреждениях здравоохранения.

В г.Минске и г.Могилеве питание организуют специализированные предприятия, в остальных случаях – сами учреждения здравоохранения. При этом стоимость продуктов питания может значительно отличаться даже в стационарах одного региона.

Несмотря на то, что питание пациентов в лечебных учреждениях осуществляется за счет бюджетных средств (в январе-сентябре 2018 г. на эти цели из бюджета выделено 84 млн. руб.) цены на него не попадают под государственное регулирование.

В результате поставки сырья и продуктов питания, используемых для приготовления пищи пациентам, зачастую осуществляются с привлечением посреднических структур.

Так, в УКПП «Диета» (г.Могилев) только на закупках в 2016-2017 гг. четырех наименований продуктов (мясо птицы, мясные полуфабрикаты, изюм, масло растительное) разница в стоимости между посредниками и производителями составила 45 тыс. руб.

УП «Витамин» (г. Минск) приобретало продовольственное сырье и продукты питания у посреднических структур, оптовые надбавки которых доходили до 243%. Например, томаты свежие отечественного производства были закуплены у посреднической структуры по цене в 3,4 раза выше цены производителя.

Отдельные отечественные товаропроизводители зачастую не принимают участие в процедурах закупок либо заявляют цены на свою продукцию выше рыночных.

Например, при проведении аукционных торгов по закупке городской больницей тушек цыплят бройлеров и мясной продукции на аукцион не был заявлен ни один производитель названной продукции, а торги выиграла посредническая структура.

В учреждениях здравоохранения не на должном уровне налажена работа по учету движения пациентов в течение суток.

Как следствие, допускаются случаи приготовления пищи на выписанных из стационара пациентов, что влечет необоснованные затраты бюджетных средств. Например, в одной центральной районной больнице по этой причине излишне расходовано в 2016-2017 гг. более 5 тыс. руб., в другой центральной районной больнице – 6,7 тыс. руб.

Выявлены многочисленные нарушения со стороны учреждений здравоохранения законодательства о государственных закупках.

Например, без проведения процедур государственных закупок осуществлялся выбор поставщиков в одной из центральных районных больниц. При этом учреждением не проводился предметный анализ ассортимента и цен на продукты питания у производителей и поставщиков. В результате поставленная для этой больницы крупа гречневая оказалась дороже до 36%, масло растительное – до 37%, сухофрукты – до 62%, кофейный напиток – до 13%, тушки цыплят – до 29%.

В отдельных учреждениях здравоохранения необоснованно производились замены одних продуктов питания на другие.

В одной из центральных районных больниц в 2016-2017 гг. систематически производилась неравноценная замена мяса на сыр или сметану, молока на рыбу, яиц на молоко или сметану, сухофруктов на сахар.

Выявлены факты недовложения сырья в блюда на пищеблоках учреждений здравоохранения.

В одной из городских клинических больниц из отобранных в ходе проверки 7 образцов блюд для исследования на полноту вложения сырья, приготовленных для питания пациентов, 6 образцов не соответствовали нормам. К примеру, в шницеле натуральном рубленном доля хлеба, содержание которого не допускается, составляла 20%.

Установлены факты припрятывания продуктов (подготовки их к выносу), предназначенных для питания пациентов учреждений здравоохранения.

Так, в ходе осмотра складских и производственных помещений УП «Витамин» в шахте грузового лифта находились подготовленные к выносу сметана, молоко, полуфабрикаты из свинины, яблоки.

Выявлены факты принятия денежных средств при продаже товаров без использования кассовых аппаратов.

В одном из буфетов УП «Витамин», расположенном в учреждении здравоохранения г.Минска, проверкой выявлены факты принятия денежных средств (483 руб.) без использования кассовых аппаратов, недостачи товарно-материальных ценностей (1527,8 руб.).

По результатам коллегии отмечено, что выявленные нарушения, проблемы и недостатки свидетельствует о многочисленных упущениях Минздрава, облисполкомов и Минского горисполкома, а также руководителей учреждений здравоохранения и специализированных организаций по приготовлению питания.

За выявленные нарушения к административной ответственности привлечены 83 чел., к дисциплинарной ответственности – 178 чел., 11 юридических лиц подвергнуты административному взысканию на сумму 4,15 тыс. руб., возмещено бюджетных средств на сумму 195,98 тыс. руб.

Материалы коллегии с конкретными предложениями по устранению выявленных нарушений и недостатков будут направлены в Правительство Республики Беларусь, а их реализация взята на контроль. 

По информации официального сайта Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос