Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Квитанция к ордеру формы КО-1 не подтверждает факт оказания услуги по перевозке пассажира
Опубликовано: 01.03.2017 12:54 - 2202 просмотра

СИТУАЦИЯ: Работник бюджетной организации был направлен в командировку из г. Витебска в г. Минск и воспользовался для проезда туда и обратно услугой маршрутного такси.

Вопрос:

Имеет ли организация право возместить работнику расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно на основании квитанции к приходному кассовому ордеру формы КО-1?

Дадим краткий ответ – такое право у организации отсутствует – и обоснуем его.

Обязанность нанимателя возместить командированному работнику расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно установлена ст. 95 ТК.

При этом расходы по проезду транспортом общего пользования (кроме такси) к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы при служебных командировках в пределах Республики Беларусь возмещаются командированному работнику по фактическим затратам на основании подлинных проездных документов (подп. 4.1 Инструкции о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах Республики Беларусь, утвержденной постановлением Минфина от 12.04.2000 № 35 (далее – Инструкция № 35)).

Проездной документ (билет) – это документ, который удостоверяет заключение договора перевозки и подтверждает оплату за оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа (п. 2 Положения о порядке использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, банковских платежных карточек при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, осуществлении деятельности в сфере игорного бизнеса, лотерейной деятельности, проведении электронных интерактивных игр утверждено постановлением Совмина и Нацбанка от 06.07.2011 № 924/16 (далее – Положение № 924/16)).

Автомобильные перевозки пассажиров выполняются в регулярном или нерегулярном сообщении.

Междугородные межобластные автомобильные перевозки – автомобильные перевозки, которые не могут быть отнесены к городским или пригородным автомобильным перевозкам и выполняются по территориям двух и более областей Республики Беларусь (ст. 4 Закона от 14.08.2007 № 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»).

При осуществлении междугородных автомобильных перевозок пассажиров в регулярном сообщении должны применяться билеты, оформленные с применением кассовых суммирующих аппаратов транспорта или специальных компьютерных систем либо на бланках установленной формы.

В билете на междугородную автомобильную перевозку в регулярном сообщении должны указываться:

  • наименование автомобильного перевозчика;
  • назначение билета;
  • серия (на бланочном билете) и номер билета;
  • наименования начального и конечного остановочных пунктов маршрута поездки пассажира;
  • маршрут движения автобуса (номер маршрута);
  • дата и время начала поездки (при продаже билета в автобусе – необязательно);
  • номер места для сидения;
  • стоимость проезда;
  • дата и время выдачи билета.
На бланочных билетах одноразового пользования могут не указываться дата и время их выдачи.

Билеты на междугородные перевозки пассажиров в регулярном сообщении должны оформляться в билетных кассах, расположенных на пассажирских терминалах, остановочных пунктах и в других установленных местах, а при отсутствии билетных касс – водителем автобуса (пп. 114–116 Правил автомобильных перевозок пассажиров, утвержденных постановлением Совмина от 30.06.2008 № 972 (далее – Правила № 972)).

Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении – автомобильные перевозки пассажиров, которые не могут быть отнесены к автомобильным перевозкам пассажиров в регулярном сообщении (ст. 4 Закона № 278-З).

Автомобильные перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении выполняются по договору о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров. Заключение договора о фрахтовании для автомобильной перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении подтверждается заказ-нарядом, который составляется до начала выполнения перевозки пассажиров в нерегулярном сообщении. Бланки заказ-наряда являются бланками документов с определенной степенью защиты и должны иметь учетную серию и номер, которые присваиваются РУП "Издательство "Белбланкавыд", изготавливающим эти бланки (пп. 29, 152, 155 Правил № 972).

Форма заказ-наряда на фрахтование транспортного средства для автомобильной перевозки пассажиров утверждена постановлением Минтранса от 12.11.2008 № 116.

Приходный кассовый ордер формы КО-1 (далее – ордер формы КО-1) оформляется в соответствии с нормами Инструкции по заполнению форм первичных учетных документов по оформлению кассовых операций, утвержденной постановлением Минфина от 29.03.2010 № 38.

Ордер формы КО-1 заполняется при поступлении в кассу наличных денег в белорусских рублях (в подтверждение факта приема наличных денег выдается отрывная часть ордера формы КО-1 – квитанция).

Организации принимают наличные денежные средства с применением кассового оборудования (платежных терминалов). Организации вправе не применять данное оборудование в случаях продажи проездных документов, билетов, талонов в автомобильном транспорте, на котором выполняются городские перевозки пассажиров в регулярном сообщении, городском электрическом транспорте, в пунктах их продажи (подп. 31.5 Положения № 924/16). Прием наличных денежных средств при оказании услуг в таком случае осуществляется с отражением в приходных кассовых ордерах по окончании рабочего дня (смены), иного периода, определяемого организацией, но не реже чем один раз в 7 дней, общей суммы выручки за этот период. При этом порядок приема наличных денежных средств не освобождает исполнителя от выдачи по требованию потребителя документа, подтверждающего факт оказания услуги (п. 33 Положения № 924/16).

Таким образом, квитанция к ордеру формы КО-1 не подтверждает факта оказания услуги по перевозке пассажира. Подтверждающим документом в регулярном сообщении является билет со всеми необходимыми реквизитами, который признается проездным документом, а в нерегулярном сообщении – заказ-наряд.

Следовательно, возместить работнику расходы на проезд к месту служебной командировки и обратно на основании квитанции к ордеру формы КО-1 не представляется возможным.

Советы от редакции
При отсутствии подлинных проездных документов согласно подп. 4.1 Инструкции № 35 расходы по проезду можно возместить работнику в размере минимальной стоимости проезда независимо от используемого вида транспорта.

Оксана Сидорова, экономист

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос