Руководство пользователя
Ответы на часто задаваемые вопросы (FAQ)
Безвозмездная передача основных средств (в вопросах и ответах)
Опубликовано: 01.09.2016 15:27 - 10658 просмотров

Неправильное отражение информации об основных средствах, в частности об их безвозмездной передаче, влияет на достоверность бухгалтерского учета.

Ниже даны ответы на два вопроса, возникающих при организации учета основных средств.

Вопрос: Какие первичные учетные документы оформляются при безвозмездной передаче основных средств?

Ответ: При выбытии основных средств (в результате безвозмездной передачи, реализации и в иных случаях, предусмотренных законодательством, за исключением выбытия основных средств в результате списания) оформляется акт о приеме-передаче основных средств (далее – акт) в двух экземплярах по форме согласно приложению 1 к постановлению Минфина от 22.04.2011 № 23 (далее – постановление № 23).

Мнение автора

При передаче объектов другим организациям (за плату или безвозмездно) кроме акта оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН-1) или товарная накладная (ТН-2) в соответствии с Инструкцией по заполнению типовых форм первичных учетных документов ТТН-1 "Товарно-транспортная накладная" и ТН-2 "Товарная накладная", утвержденной постановлением Минфина от 18.12.2008 № 192.

При заполнении акта следует руководствоваться Инструкцией о порядке заполнения акта о приеме-передаче основных средств и акта о приеме-передаче нематериальных активов, утвержденной постановлением № 23 (далее – Инструкция № 23).

Согласно п. 2 Инструкции № 23 акт заполняется организацией, передающей числящиеся в бухгалтерском учете объекты основных средств (организация-сдатчик), и (или) организацией, принимающей к бухгалтерскому учету объекты основных средств (организация-получатель).

Раздел 1 акта "Сведения о состоянии объекта основных средств на дату передачи" заполняется организацией-сдатчиком при отчуждении на возмездной либо безвозмездной основе организации-получателю объекта основных средств, бывшего в эксплуатации. В данном разделе указываются:

1) дата выпуска (создания) или приобретения объекта основных средств;

2) дата ввода в эксплуатацию объекта основных средств;

3) фактический срок эксплуатации объекта основных средств с даты ввода его в эксплуатацию в количестве лет и месяцев;

4) первоначальная стоимость объекта основных средств на дату его выпуска (создания) или приобретения с учетом проведенных переоценок;

5) сумма накопленной амортизации объекта основных средств за фактический срок его эксплуатации;

6) стоимость передаваемого объекта основных средств без НДС, ставка НДС, сумма НДС, стоимость передаваемого объекта основных средств с учетом НДС.

Раздел 2 "Сведения об объекте основных средств на дату принятия к бухгалтерскому учету" и раздел 3 "Краткая индивидуальная характеристика объекта основных средств" акта заполняются организацией-получателем в своем экземпляре.

Акт подписывают лицо, получившее объект, и лицо, сдавшее объект, утверждают руководитель организации-сдатчика и руководитель организации-получателя.

На основании акта организация-сдатчик отражает в бухгалтерском учете списание объекта основных средств, а организация-получатель – оприходование объекта.

Вопрос: Какими бухгалтерскими записями организация-сдатчик отражает операции по безвозмездной передаче основных средств?

Ответ: Согласно п. 22 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств в бюджетных организациях, утвержденной постановлением Минфина от 31.10.2012 № 60, по операциям безвозмездной передачи основных средств составляются следующие бухгалтерские записи:

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

 

Выбытие основных средств в результате безвозмездной передачи основных средств (составляются 2 записи одновременно):

 

 

а) на суммы накопленной амортизации за весь период эксплуатации

020

 

Соответствующие субсчета счета 01

б) на остаточную стоимость выбывающих основных средств

 

250

 

Соответствующие субсчета счета 01

2

 

Первоначальная стоимость полностью самортизированных выбывающих основных средств

020

 

Соответствующие субсчета счета 01

Примечание. Учет операций по выбытию и перемещению основных средств в разрезе каждого первичного учетного документа ведется в мемориальном ордере 9 – накопительной ведомости по выбытию и перемещению объектов основных средств формы 438 (приложение 9 к постановлению Минфина от 08.02.2005 № 15 "Об утверждении Инструкции о порядке организации бухгалтерского учета бюджетными организациями и централизованными бухгалтериями, обслуживающими бюджетные организации").

В графе 14 "Итого" записывается сумма выбывших и перемещенных объектов основных средств, которая должна равняться сумме записей по дебету субсчетов (по графам 6–9).

По окончании месяца итоги граф "Дебет субсчетов", "Кредит субсчетов" и "Вторые записи" записываются в книгу журнал-главная

3

 

Фактические затраты, связанные с безвозмездной передачей основных средств

 

Соответствующие субсчета счетов 20, 21

 

Соответствующие субсчета счетов 10, 11, 17 и др.

Анна Чернюк, доцент

Остались вопросы по этому материалу? Задать вопрос